Игровой контент, как способ пропаганды, способен оказывать на человека чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие, активно генерируя в воображении каждого зрителя иллюзорную картину мира в очень идеализированном виде. В соответствии с авторским замыслом кино, видеоигры, художественные книги и т.д. могут произвольно создавать у нас ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного персонажа, независимо от его действительной роли в истории. При этом пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают. Смысл у любой картины появляется лишь на личном опыте, когда сотни человек интерпретируют её через призму культурного и жизненного опыта.
В данном случае мы разберем столь щекотливый вопрос на примере конкретной игровой франшизы "Call of Duty". Компания "Infinity Ward" , ответственная за ее производство, обладает достаточно уникальной для своих медиа границ чертой - необходимость выстраивать сюжеты новых проектов серии вокруг определенных сил антагонизма - России.
И казалось бы, обширная вселенная игр зачастую носит за собой полностью художественный окрас, который не ударяется в различные политические рассуждения или же откровенные спекуляции. Однако методы распространения пропагандистских лозунгов включают в себя хитросплетенные логические концепции, что можно заметить и при просмотре ТВ, и при изучении новостей от авторитетных СМИ, и при прохождении некоторых "громких" видеоигр.
Стоит отметить, что ранее "Call of Duty" также пестрила штампами про злых русских, но не забывая при этом показывать и положительных героев, что входили в команду хороших парней. Но что же нам предлагает "Modern Warfare" (2019) ? Убийство мирного населения, использование химического оружия, бомбардировка жилых зданий, убийство детей.
Рассмотрим сюжетную компанию последний на данный момент части "Call of Duty", именуемую "Modern Warfare" (2019).
В России ещё до выхода игра подвергалась критике и обвинениям в русофобии: в частности, еще в самом первом трейлере игры самолёт, напоминающий СУ-25, бомбил некий населённый пункт, и сразу же за этим были показаны сотрудники действующей в Сирии организации «Белые каски», через Джорджа Сороса, извлекающих раненых из-под обломков.
Одна из миссий в игре происходит на «шоссе смерти из истории войны в Персидском заливе — в 1991 году отступающие иракские войска были накрыты ударами американской авиации. В "Modern Warfare" шоссе было перемещено в вымышленную страну Урзыкстан, причем в соответствии с сюжетом игры колонну беженцев и военных на шоссе разбомбила российская, а не американская авиация. Что же это выходит: жестокая попытка издевки или же подлое переписывание истории, рассчитанное в первую очередь на тех игроков,что слабо знакомы с реальными событиями прошлых лет?
Создатели "Modern Warfare" пытались оправдать подход к сюжетной компании, неоднократно заверяя в интервью различным изданиям, что их произведение чуть ли не полностью абстрагировано от любых политических подтекстов. На деле же мы становимся свидетелями навязывания внутренних принципов о коварном представлении русских военных, что желают уничтожить всех и вся, дабы установить в мире режим диктатуры.
Забавно, что главный антагонист "Modern Warfare", генерал российской армии Романом Барков еще и находит смехотворные отговорки в духе: "Мы делаем это ради защиты Родины".
Кроме того, многие фразы в отечественном дубляже существенно меняют смысл, в английской версии вражеские войска говорят: “Russian soldiers”, то есть “русские солдаты”, но на русский "russian soldiers" перевели как “люди Баркова”. И это, естественно, не единственный пример неточного перевода, который изменяет общий окрас сценарной части.
Согласитесь, ощущение того, что издатель той или иной игры намеренно пытается тебя обмануть, штука намного более неприятная, чем наличие в игре какого-либо вида пропаганды. Подобный обман, хотя тут корректнее будет сказать “авторская адаптация”, встречается не только в одном лишь переводе.
Например, в игре есть момент, когда русский десантник получает серьёзное ранение ножом в живот, но вместо того, чтобы получить первую помощь, он продолжает ходить по горящему дому с целью найти и убить детей. Он рискует умереть от потери крови, сгореть в пожаре, но убить детей ему важнее, ведь он - злой русский, мотивация ему не требуется.
На протяжении всей долгой рекламной кампании разработчики нагло обманывали различные издания и заодно все игровое сообщество в целом касательно сюжета еще не вышедший на тот момент игры.
Тейлор Куросаки, главный идеолог и создатель игры в своих интервью старательно уверял всех в том, что в новой главе "CoD" будут присутствовать положительные лица среди "русских персонажей", а также "плохие русские", мол ФСБ сотрудничает с западными спецслужбами, чтобы совместными усилиями одолеть главного антагониста в лице генерала Баркова.
На деле же этот самый Барков действует напрямую от лица России и его группа спецназовцев работает именно на него, а единственный русский, которого не нужно убивать, работает непосредственно на ЦРУ в качестве их информатора .
Так что же выходит по итогу? Имеют ли право современная игровая индустрия менять концепт исторического и культурного развития в угоду формированию собственной истории, где в балансе мира существует всего два понятия: черное и белое?
Одно можно сказать точно: компания игры имеет крайне слабый и дырявый сценарий. При прохождении словно наблюдается картина яростного сражения между режиссером-постановщиком и сценаристом — последний пытается сделать сказочный экшен со специальной повесткой , когда первый наоборот стремится создать крепкую военную драму с тяжелой атмосферой и "серой моралью" - здесь нет ни одной однозначной стороны. Однако исключительное благородство и исключительное зверство - это и есть суть конфликта всей игры в целом.
Как реагировать на ситуации подобного рода - решать только вам самим. Ведь большинству игроков действительно нет дела до конфликтующих сторон той или иной истории, однако пропаганда всегда работает на подсознательном уровне, когда вы сами то не подозреваете, чего многие, к сожалению, не понимают.
В ноябре этого года запланирован выход следующей части серии "Black Ops" - "Cold war", которая расскажет о противостоянии двух сверхдержав (СССР и США) в период Холодной войны (80-е года). Посмотрим, каким образом она преподнесет очередное столкновение интересов.