Найти тему
Немезида

Для любителей математики - о трисекции угла.

Давно это было. Я тогда свободно ходил во весь рост в системном блоке компьютера. Не то, чтобы я такой уж маленький был - компьютеры были такие. И такую важную технику мне не очень-то доверяли - в системном
блоке я был пару раз типа на экскурсии. Мне доверяли технику попроще.

Вот такая схемка.
Вот такая схемка.

Напряжение U пропорционально здесь положению движка потенциометра , а он связан механически с важной деталью - стрелой грузоподъёмного крана.
На самом деле всё хитрее. Потенциометра и нет, вместо него два связанных колебательных контура , на которые подаётся высокочастотное напряжение от генератора , в то время - на транзисторах. Контуры ПОЧТИ одинаковые - только рядом с одной из катушек перемещается алюминиевый экран , от чего её индуктивность изменяется , система выходит из резонанса и на выходе , после детектора и фильтра , появляется постоянное напряжение, пропорциональное углу поворота стрелы. То есть - внешне этот агрегат ведёт себя точно также, как и приведённая простенькая схема. А все заморочки нужны для того, чтобы избавиться от трущихся деталей. Не всё . Провод от этого датчика угла (так он называется) идёт к системному блоку, к которому идут провода ещё от 1-2 х датчиков. Например, датчик усилия - его выходное напряжение зависит от веса груза на крюке. Некоторые краны имеют телескопическую стрелу и датчик длины этой стрелы. И бывают краны с двумя механизмами подъёма. Показания всех датчиков обрабатываются , сравниваются с тем, что нужно , и выносится вердикт : можно поднимать этот груз или нет. То есть - надо не только , чтоб трос не порвался, надо ещё , чтобы кран не опрокинулся. Так что ничего себе электронное устройство. И это устройство надо иногда ремонтировать и настраивать.

Вот для настройки было у меня такое устройство. Датчик угла отдельно от крана, на столе у меня. На его вал надеваю диск с делениями , поворачиваю на нужный угол и измеряю выходное напряжение. Регулирую, если надо. А вот диск для начала проградуировать надо было. Как я это сделал ? Взял заведомо исправный датчик , отметил по выходному напряжению крайние значения - 0 и 60* , а потом поворачивал вал, смотрел на вольтметр и наносил риски. На том основании, что напряжение пропорционально углу поворота. Таким путём можно разделить любой угол на любое количество частей. Обошёлся без циркуля и линейки.
Не всегда у меня такая лафа была , приходилось и лазить к этим датчикам. У башенного крана этот датчик у основания стрелы на штанге длиной примерно 0,5 м висит над пропастью. А над всей этой суетой , на самой верхотуре , вертушка такая - датчик анемометра сигнального, он следит за скоростью ветра. И туда приходилось лазить.
Давно это было, ещё в СССР . А сегодня увижу кран, посмотрю на этот анемометр - жуть !