Издревле самым страшным проклятием в Китае считалось пожелание жить в эпоху перемен. Наша эпоха во многом как раз таковой и является.
Только здесь нужно маленькое уточнение: наша эпоха скорее не эпоха перемен, а эпоха реформ. Мода на них является одним из самых прочных явлений нашей жизни вот уже почти три десятка лет. Очевидно, связано это с тем, что еще со времен брежневского застоя с реформами мы регулярно запаздывали и вот теперь пытаемся наверстать упущенное.
С одной стороны это не столь уж и плохая тенденция: мир сейчас развивается особенно быстро и простаивать, если мы хотим оставаться успешными и современными людьми мы не имеем никакого права.
Проблема такого положения вещей заключается в том, что мы проводим реформы, но либо не доводим их до логического завершения либо не всегда с достаточной тщательностью прорабатываем их содержательную часть.
Так со времен Петра Великого мы обрели привычку перенимать опыт западных соседей, но чаще делаем это совершенно бездумно.
Самый яркий пример- ЕГЭ.
Когда принималось решение о его введении, мотивировалось это очень убедительными и разумными доводами.
Нам говорили, что совершенно необходимо подравнять возможности между столичными и региональными выпускниками школ, а также снизить градус коррупции, с которой нужно бороться беспощадно и по всем фронтам.
Для этого, мол, и нужен ЕГЭ.
Здесь реформаторы допустили две системные ошибки. Первая: приступая к своей деятельности по с их точки зрения улучшению российской системы образования они не посчитали нужным разобраться с историей той самой системы тестирования, за которую столь активно ратовали.
Дело в том, что эта система в свое время появилась во Франции и была предназначена для сдачи экзамена многочисленными мигрантами, которые приезжали с исторической родины в метрополию в поисках лучшей жизни. Естественно у них в массе своей был крайне невысокий интеллектуальный культурный уровень. Под стать ему было и содержание экзамена.
Будущему французскому гражданину нужно лишь поставить крестик в клеточку, что можно было сделать даже эмпирическим методом не особо напрягая мозги.
И такой формат по совершенно непонятным причинам предложили нашим детям, из которых мы, как говорится, хотим вырастить достойных граждан и патриотов.
Второй проблемой нового формата итоговой аттестации стало то, что формально благодаря ему в московских вузах стало появляться больше студентов из провинции, но объективно несопоставимый со столичным уровень их подготовки не всегда позволял им продержаться дольше первой сессии.
Таким благодаря ЕГЭ доступ в МГУ юноше из Урюпинска конечно оказался открыт, но о повышении его общеобразовательной подготовки никто не позаботился, так как этим вопросом не занимались годами по очевидным причинам: слишком серьезными оказались проблемы молодого российского государства. Тут было не до книжек.
Со временем конечно проблема образования все острее начала доказывать свою значимость и не рассуждал об этом лишь ленивый, но вот беда в рассуждениях этих было крайне мало конструктивного, а многие оказывались похожи на басню Крылова о лебеде, раке и щуке.
В итоге рассуждениями у нас очень сильно увлеклись, а их фоне российская система образования продолжала потихоньку разваливаться, на что мало кто обращал внимание, спеша высказать свою точку зрения и показать, что он умнее, чем другие.
В итоге мы докатились до того, что ученики восьмого(!) класса не в курсе даже кто такой Мюнхгаузен, а это на минуточку программа младшей школы. К чему все это было сказано, читатель увидит в дальнейшем.
13 июля 1928 года в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) родился Валентин Пикуль- человек которого без преувеличения можно назвать патриархом российской исторической прозы.
Начиная разговор об этом представителе отечественной литературы, стоит сказать, что писать о нем довольно сложно по нескольким причинам.
Во- первых отношение к нему читательской публики довольно неоднозначное, если не сказать полярное: от кричаще восторженного до откровенно негативного. Кроме того Валентин Саввич достаточно многогранный автор. Тематический диапазон его творчества невероятно широк: от небольших, но емких и содержательных рассказов, которые он сам называл миниатюрами до многотомных романов, многие из которых до сих пор имеют довольно широкую известность.
Условно литературное наследие нашего героя можно поделить на два крупных раздела морской и исторический. Учитывая тематику нашего издания, мы в основном сосредоточимся на последнем, но и кое какие моменты первого будут иметь для нас значение. Говоря так, прежде всего, стоит указать на причину, почему Пикуль в начале своего творческого пути решил писать именно о море и моряках. Показательным здесь представляется тот факт, что, будучи во время Великой отечественной войны 16-летним мальчишкой служил он именно на флоте, благодаря чему сформировался один из ключевых рабочих принципов автора: пиши лишь о том, что хорошо знаешь.
Первый свой роман «Курс на Солнце» Пикуль начал писать в 1946 году. Болезненно ответственное отношение к своему труду, которое будет отличать Валентина Саввича на протяжении всего его творчества, проявилась уже в самом раннем возрасте. Трижды он брался за рукопись и трижды бросал над ней работу - неизменное правило или писать хорошо или никак стало его жизненным девизом, однако, несмотря на колоссальные творческие усилия отношения с жанром маринистики по признанию автора у него все- таки не заладились.
Нужно сказать, что в 1954 году Пикуль все же написал морской роман «Океанский патруль», но, несмотря на то, что благодаря этой книге он получил право на членство в Союзе писателей результатом своей работы остался недоволен. «Это пример того, как не надо писать» скажет позже автор.
Творческий кризис, который Валентин Саввич переживал крайне тяжело, завершился в 1959 году. Именно тогда будущий исторический романист познакомился с исследованиями С.С. Смирнова, посвященными начальному этапу обороны Брестской крепости. Впечатления от прочитанного имели совершенно неожиданный эффект.
Важно отметить, что именно на тот момент Пикуль начал формировать свою знаменитую картотеку исторических материалов и портретов, которая впоследствии станет одной из крупнейших в мире. В ходе своих архивных изысканий писатель наткнулся на знаковый эпизод мало известной широкому читателю русско-турецкой войны 1877-1878 годов, связанный с обороной крепости Баязет.
Во время обороны этой твердыни русский гарнизон численностью в 30 тыс. человек в тяжелейших условиях удушающей жары при остром недостатке воды и пищи героически на протяжении 23 дней противостоял 300-тысячному турецкому войску.
Пикуль увидел очень много исторических аналогий в двух поистине беспримерных подвигах русской армии и из такого сопоставления родился первый по настоящему блистательно написанный его роман «Баязет», навсегда определивший направление его литературной деятельности - Пикуль решил связать свою творческую жизнь с жанром исторического романа и как показало время не прогадал.
Впрочем, в жанровом дебюте автора внимательный читатель может заметить некоторую стилистическую неуверенность Пикуля.
«Баязет» в силу неопытности его создателя все же сложно назвать полнокровным историческим произведением.
Здесь есть черты, как сейчас говорят «экшена» и мелодрамы. Автор явно пока еще экспериментирует с различными жанровыми элементами пытаясь сложить из них красивую мозаику, однако глубина проникновения в исторический материал и мастерское владение эффектом погружения уже хорошо заметны.
Согласно авторской мысли отраженной в романе такое явление как подвиг если и выражается порой через поступок конкретной личности, то вместе с тем в любом случае является продуктом коллективной воли множества людей. Люди, которые были сведены вместе судьбой для защиты русского форпоста от грозного противника по многим признакам очень различаются. Среди них есть люди разной национальности, религии уровня культуры и образованы, но будучи объединенными общей целью они невольно приходят к состоянию истинного братства, в котором жизнь каждого зависит от действий того, кто стоит рядом с тобой.
Здесь же выходит на первый план одна из основных задач, которую стремился реализовать Пикуль в своем творчестве: просвещение. В своем первом историческом романе он знакомит читателя с незаслуженно забытым эпизодом русской истории, который имеет принципиальное значение для формирования национального самосознания. Учитывая, что «Баязет» был написан в советское время его создание вполне можно назвать творческим и человеческим подвигом автора.
Да, в произведении была затронута тема героизма, к которой партийная верхушка во все времена относилась с одобрением, но в нем же очевидна мысль и о том, что царское время, которое коммунистическая идеология рисовала исключительно в черных тонах, тоже было полно своими героями и подвигами.
Стоит признать, что нужно быть достаточно смелым человеком, чтобы открыто говорить такое в СССР.
Дальнейшее развитие творчества автора поможет нам обосновать тезис о том, что Пикуль не просто талантливый автор, а человек, произведший настоящую революцию в понимании содержания исторического романа, как такового.
Дело в том, что российский и советский читатель в массе своей искренне привык считать, что исторический роман это в большинстве случаев не слишком головоломный приключенческий сюжет, который разворачивается на фоне не слишком выразительных исторических декораций, которые выглядят очень малоубедительно.
Пикуль же в свою очередь со времен написания «Баязета» принял решение не уделять в дальнейшем в своих книгах слишком много внимания различным социально-бытовым эпизодам и психологическим переживаниям героев. Теперь сюжетом для его произведений должна была служить сама история.
Прибегая к такой творческой философии, Валентин Саввич принимает во внимание и то, что ее реализация потребует больших творческих усилий и самого тщательного отношения к подбору фактического материала. Понимая эти трудности, автор остается в полной мере верен своему решению. С тех самых пор он не включал в текст романа не одного факта до того без его проверки как минимум по трем источникам. В ходе писательской деятельности формируется знаменитая личная библиотека в которой сегодня насчитывается до 10 тысяч одних только книг и это не считая еще уникальной коллекции исторического портрета.
Таким образом, знаменитые романы Пикуля «Фаворит», «Слово и дело», «Пером и Шпагой» стали не столько художественными сколько документальными произведениями.
Такое достижение в отечественной жанровой литературе до того момента построенной либо на подражании Вальтеру Скотту либо на принципах соцреализма можно назвать поистине уникальным. Благодаря писательскому мастерству Пикуля читатель увидел заметных деятелей российского прошлого живыми и близкими и понял, что гордиться можно не только победой над немецко-фашисткими захватчиками и полетом Гагарина в космос, но и чем, то другим, более далеким, но оттого не менее значимым. Интересно, что сказал бы Валентин Саввич посмотрев знаменитый ролик из Ельцин-центра в Екатеринбурге.
Если помните, основная его мысль заключалась в том, что до прихода к власти Ельцина в России не было ровным счетом ничего хорошего.
Нет, были, конечно, в свое время у власть имущих положительные инициативы, но они либо не были доведены до конца, либо не привели к тем результатам, которые задумывались.
Несомненно, такие явления, как вышеназванное является очень тревожным звоночком для всех нас.
Предаваясь влиянию различных пропагандистских инсинуаций незаметно происходят очень пагубные явления за счет которых мы неизменно теряем свое прошлое, а это гораздо опаснее, чем может показаться на первый взгляд. Мы смеемся над тем, что выпускники школ не знают, что Сталин не мог арестовать Суворова, так как они попросту не совпадали по времени. Между тем если и возможен в такой ситуации смех, то только смех сквозь слезы. Способствует такому положению и культ «золотого тельца». За знание собственной истории не принято платить деньги, следовательно оно не практично, а значит и совершенно не нужно.
Все это стало реалиями нашей жизни не в последнею очередь и потому, что нет теперь среди нас такого человека, как знаменитый писатель Валентин Пикуль, который, несмотря на неофициальное и совершенно несправедливое прозвище «русского Дюма» стремился не развлекать читателя, а просвещать его, а ведь именно просвещения, а не образования сегодня так остро не хватает России.