Анна родилась 23 мая 1921 года в деревне Поляны Мосальского уезда Калужской губернии в многодетной крестьянской семье. Позже семья переехала в город Сеща Брянской области, где Анна закончила восемь классов и устроилась работать бухгалтером в воинскую часть, находящегося на аэродроме.
Когда началась Великая Отечественная война Анне было двадцать лет. В числе добровольцев она подала заявление об отправке на фронт, но ей отказали, и она продолжила работать в воинской части.
С первых дней войны аэродром, а также дома мирных жителей подвергались массивной бомбардировке. Немецкие войска стремительно наступали. Люди начали готовиться к эвакуации. Тогда Анне Морозовой предложили остаться в тылу врага и вести разведку. Анна согласилась.
9 сентября 1941 года немцы вошли в Сещу. Анна, изобразив испуганную девушку, не успевшую эвакуироваться, устроилась прачкой, позже она нашла подруг и привлекла их к подпольной группе. Они старались изо всех сил, но работая в городке, им удавалось узнать немногое, так как доступ к секретным данным у рабочих был минимальным. Нужно было искать решение.
Воспользовавшись своей красотой, Анна с подругами знакомились с недовольными солдатами. Через некоторое время к их группировке присоединились несколько поляк и чехов, работавших на самом аэродроме. С этого момента группа работала эффективнее. С помощью подпольной группировки удалось бомбить аэродром прицельно. Во время бомбёжек немцы прятались в бетонных укрытиях, а девушки-подпольщицы корректировали воздушные удары по аэродрому, буквально вызывая огонь на себя.
Войскам Германии стало ясно, что в Сеще действует подпольная организация, поэтому они совершили несколько карательных экспедиций, но никаких результатов не было: группа Анны успевала передать партизанам сведения о датах и маршрутах карательных экспедиций, так что до прихода врагов партизаны успевали сменить лагерь.
Летом 1942 погиб руководитель Сещинской подпольной организации Константин Яковлевич Поваров, поэтому во главе подполья встала Анна Морозова.
Подпольщики добывали разведданные, занимались диверсиями и саботажем. Похищали оружие и боеприпасы, выводили технику из строя, подрывали эшелоны, доставляющие оружие, продовольствие и пополнение на аэродром. Самым рискованным делом было устанавливать на самолёты мины замедленного действия, так что самолёты взрывались в воздухе "по неустановленным причинам". Также им удалось подслушать разговоры о наступлении на Курской дуге, что во многом повлияло на исход сражения. В ходе операций погибли, не выдав своих товарищей, участники группы: Мотя Ерохина и Ян Маньковский.
18 сентября 1943 года Красная Армия освободила Сещу.
После Анна Афанасьева окончила курсы радисток, и в составе группы "Джек" из десяти разведчиков была отправлена в тыл врага.
Ночью 27 июля 1944 года парашютный десант высадился к северу-востоку от Кёнигсберга на высокий лес, и шесть парашютистов оказались на деревьях. Разведчики потеряли много времени на освобождение из запутавшихся строп. Времени не было, до утра нужно было найти место приземления грузового парашюта с боеприпасами и провизией, пришлось оставить парашюты на деревьях, а некоторые закопать. Но в незнакомом лесу группе не удалось найти грузовой парашют, и пришлось с чем есть идти в район разведки. Через несколько часов после посадки разведгруппы немцам доложили о повисших парашютах на деревьях. Начался поиск. Разведчики столкнулись с немецкими солдатами, патрулировавших на велосипедах. В этой битве погиб командир Павел Крылатых, на его место встал лейтенант Николай Андреевич Шпаков.
Группе было тяжело: заканчивалась еда, не было ни одной разведывательной точки, было слабое представление об этой области. Нацисты сожгли одну из хуторов и убили всех его жителей, а потом в местной газете разместили фотографии этого события, обвинив в этом группу советских парашютистов, испугав этим население. Их-за этого добывать продовольствие стало ещё сложнее.
Центр скомандовал узнать, продолжается ли укрепление линии "Ильменхорст" в районе города Гольдап. Для этого группе "Джек" пришлось идти около ста километров по вражеской территории. В течение выполнения этого задания, Анна отвлекала немецких детей, чтобы группа смогла уйти в лес, а также она смогла выманить одного связиста, от которого узнали, какие силы брошены на их поимку.
Следующим заданием было отслеживание перевозок по железной дороге Кёнигсберг - Тильзит и по ближайшим шоссе. Чтобы не обнаружили место нахождения команды, Анна и Зина, ещё одна радистка, уходили ночью на несколько километров от стоянки в разных направлениях. 11 сентября случилась облава, в которой погиб ещё один участник группы.
В начале ноября 1944 года в Центр пришла шифровка о невозможности дальнейшего выполнения задания. Из-за холода все были простужены, не было сил держать оружие, заканчивались еда и патроны. Группа "Джек" попросила сбросить груз и разрешить выход в Польшу. Но, когда Центр дал разрешение, случилась облава, в которой Зина была ранена в грудь. Поняв, что не сможет спастись, Зина застрелилась. Из этого боя только четверым удалось выжить и выйти на территорию Польши.
Через несколько дней Анна встретила разведчиков спецгруппы и присоединилась к ним. В очередной операции группа попала в облаву, в выживших осталась только Анна.
Позже она вступила в отряд польских партизан. Команда работала хорошо, Анна передавала в Центр важные данные. Но в одном из боёв Анна Морозова была ранена в левую руку разрывной пулей. Её спрятали на смолокурне Павла Ясиновского. Но здесь Анне уже не удалось спастись.
Утром 31 декабря 1944 года произошла очередная облава, Анна несколько раз была ранена, но она отстреливалась, не жалея патрон. Не желая попасть в плен, Анна Афанасьева Морозова взорвала себя вместе с рацией.
В 1965 году Морозовой Анне Афанасьеве было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Польское правительство наградило её Крестом Грюнвальда II степени.
Литература:
Горчаков О. Огонь на себя. Ред. - сост. Л. Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. - Вып. 1.-М.: Политиздат, 1969.