Странное, а для кого-то может быть даже обидное, сравнение возникло у меня в голове к моменту, когда я заканчивал эту читать эту книгу. Да это же литературный аналог приключений Рика и Морти. Да, истории про скандинавских Асов насчитывают уже не одну сотню лет, но все же схожесть с свежим мультипликационным ситком не покидала меня до последней страницы.
Вольный пересказ
Во-первых сделаю оговорку, что сама по себе книга, это вольный пересказ истории старшей и младшей Эдды Нилом Германом. Как он пишет в предисловии, с легендами про жителей Асгарда он познакомился еще ребенком наткнувшись на ранние комиксы издания Марвел об супергерое Торе. Затем несколько лет спустя он сделал для себя открытие, что оказывается, как ему казалось, придуманный Джеком Кирби и Стеном Ли персонаж - герой древних легенд и сказаний. И с тех пор был большим поклонником скандинавской мифологии. Если читали «Американских богов» или «Песочного человека», то наверняка замечали как часто в них встречаются Локи, Один и другие персонажи северных мифов.
Во-вторых сам я максимально близко не был знаком с легендами пересказываемыми в книгах. Как, и многие мои сверстники с Тором, Локи, Хеймдалем, Бальдором и другими я познакомился из комиксов, игр и мультиков. А оригинальные же сказания мне казались чем-то скучным, лишь представляющим подспорье для суррогатов на его основе. Начав искать различные историй для вдохновения, я нашел эту книжку. Меня привлекло, что она не слишком длинная, и мне казалось, что это продолжение «Американских богов»(нет).
Статус-кво
Почему же у меня сложилось впечатление, что я читаю ситком?
- Статус-кво персонажей. Он одновременно максимально жесткий и в то же время супер-нестабильный(это можно оправдать тем, что легенды не придумывал один человек, это коллективное творчество людей, которые могли жить в разных местах, и даже в разное время).
Жесткость статуса-кво проявляется в том, что всегда есть определенные константы, неизменяемые атрибуты персонажей и истории. Боги живут в Асгарде, вечно враждуют с монстрами и великанами, они все безумно сильны и мудры, никто из них не умирает и не стареет(за исключением одной истории с воровством яблок). Даже если кого-то из богов жестоко убивают и это служит толчком для истории, то через пару десятков страниц этот же персонаж, может снова оказаться живым и участвовать активно в повествовании.
Нестабильность проявляется в том, что ты не знаешь предела возможностей персонажей. (Воу! посмотрите на меня сижу придираюсь к историям придуманным тысячу лет назад и тысячу раз пересказанным). Тор быть одновременно и самым сильным персонажем, что будет неоднократно проговариваться им самим и окружающими, но в то же время часто проигрывать в силе в различных состязаниях.
И вот именно это и равняет «Скандинавских богов» с выше упомянутым мной Риком и Морти. В каждой истории есть определенные стартовые условия - зачастую одинаковые - , а затем может произойти все что угодно, вообще все.
Боги плюют в общий чан, чтобы закрепить перемирие между асами и ванами. Чтобы не выбрасывать понапрасну всю эту слюну делают из нее еще одного бога, который оказывается самым мудрым из всех асов. Тот начинает странствовать по миру и два коварных гнома убивают его, чтобы на крови его сварить мед. Этот напиток дарует выпившему лучшие рифмы, чтобы писать только лучшие стихи. И это только первая половина истории одной из историй. Мне кажется, подобное вполне органично могло бы смотреть в мультсериале.
Все же сделаю одну оговорку. Именно в пересказе Нила Германа и именно в таком порядке расставленные истории про скандинавских богов похожи на ситком. В этом нет ничего плохого. Мне было приятно провести вечер за этой книгой, автор позволил героям древности говорить, на чуть более современном языке и даже позволил многим из них шутить и иронизировать над происходящим.