Листаю замечательную, прекрасно изданную книгу А. Петровской «Импрессионисты. История, картины, художники. Иллюстрированная энциклопедия», изданную в 2020 г. Заглядываю в раздел «Женщины-художницы в движении импрессионистов».
70-80-е гг. XIX века, женщины тянутся к новым возможностям, но социальные ограничения, представления о семейном долге тянут обратно. Позволить себе брать уроки в Школе изящных искусств, а потом профессионально заниматься живописью могли лишь самые талантливые, смелые и обеспеченные. А вот принимать участие в спорах об искусстве и посещать артистические кафе не могли даже они.
Женщины-художницы изображали в основном повседневный мир семьи: развлечения детей, отдых женщин, чаепитие. Другие темы были под запретом. Но и здесь они создали тонкие и выразительные полотна.
Берта Моризо, Эва Гонсалес и Мэри Кассат происходили из обеспеченных и респектабельных семей, а вот Мари Бракмон была из скромной семьи.
В пригороде Парижа, где жила ее семья, она начала брать уроки у пожилого реставратора. А в возрасте 17 лет послала портрет своего учителя, сестры и матери на выставку в Салон. Портрет сразу сделал ее известной в артистической среде, она была представлена Энгру, а затем получила придворный заказ на картину.
Делая по заказу копии в Лувре, она познакомилась с будущим мужем - Феликсом Бракмоном, известным гравёром. Брак состоялся в 1869 г., родился её единственный сын Пьер. Их дом в Севре посещали Сислей, Ренуар, Гоген.
Во второй половине 70-х гг. расцветает ее талант: палитра становится звучной, она работает на пленэре и добивается совершенства цвета и линии. В керамической мастерской мужа она экспериментирует с цветом, и чистота и богатство цвета её фаянсовых глазурей будет иметь огромный успех: работы раскупаются ещё до обжига.
Всё это время муж ревниво следил за успехами жены, а в 1890 г. муж настоял на том, чтобы она навсегда прекратила свои занятия живописью.
Сейчас известно менее 10 работ художницы, остальные находятся в частных собраниях, наверное поэтому ее имя только сейчас выходит из тени.
Дега, стоя как-то перед картиной Мэри Кассат, воскликнул: «Я не поверю, что женщина может так рисовать!»
Если даже коллеги по цеху относились к таланту художниц с изумлением и недоверием, то как трудно им было отстаивать свой путь в семье и в обществе! И тем не менее их имена остались в истории живописи.
_______________________________________________________________________________
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Ставьте лайк, если статья понравилась) И не забудьте подписаться на канал!