От игральных карт до Дикого Неизвестного
Первое упоминание Таро датируется XIV веком. По данным нескольких источников все началось с того, что французский король Карл VI купил у некоего художника (предположительно, Жакмена Григонье) три позолоченные карты с иллюстрациями.
Однако корни происхождения Таро уходят в далекий IX в. н. э, к китайской династии Тан. Позже игральные карты дошли до Египта, а затем до Европы (предположительно первой на очереди оказалась Италия). Примерно в той точке времени и пространства игральные карты выглядели так:
Полноценная колода была создана около 1450 г. по заказу миланского герцога. Она носит имя хозяев: Висконти-Сфорца.
Авторские колоды того времени пошли в печать с 1500 г, однако мистическое значение карт, интересующее нас сейчас, формируется только в XVIII в.
История запомнила одного человека, который начал переосмысливать игральные карты. Это французский масон Антуан Кур де Жеблен. Он описал гипотезу, по которой Таро связано с "Книгой Тота", тем самым проведя связь между ним и египетской культурой.
В середине XIX в. дело де Жеблена продолжает оккультист, также из Франции, известный под псевдонимом Элифас Леви. Благодаря Леви появляется каббалистическое значение Таро и особая система интерпретации карт.
В 1889 году Папюс (Жерар Энкосс) издает труд под названием «Цыганское Таро». Вместе с тем Папюс до конца формирует идею: карты Таро являются шифрованным ключом, который передает знания о сути мироздания. Притом, шифр понятен и доступен любому.
К созданию отдельной ветви традиции Таро приложил руку также Освальд Вирт из Швейцарии. Он создал колоду из 22 старших арканов, которые послужили иллюстрациями к "Цыганскому Таро".
Вернемся снова в прошлое
Примечательна фигура Эттейллы (1738-1791 гг.), он же — Жан-Батист Альетт и ученик де Жеблена.
В его первой книге "Эттейлла, или способ развлечься колодой карт" описывалась методика гадания на игральных картах. Его вторая книга называлась уже "Как развлечь себя колодой карт Таро".
В 1789 г. Эттейлла выпускает первую колоду Таро, созданную специально для оккультных практик. Колода была крайне успешна вплоть до того, как в XX в. ее вытеснит Таро Райдера-Уэйта.
Благодаря Эттейле появились понятия "сигнификатор" ("бланка"), "прямая" и "перевернутая карта".
Блистательная гадалка
Помимо оккультистов, теоретиков и создателей колод, во французском эзотерическом мире крутилась известная личность — Мария Ленорман. Она начинала как хозяйка салона на Pю де Турнон, а затем стала гадалкой при дворе Наполеона.
Ленорман гадала на простых картах, однако у нее была своя система. Многое она почерпнула из трудов Эттейллы.
После смерти предсказательницы в 1843 г. не осталось какой-либо авторской колоды или записей о гадании. Однако были предприняты попытки реконструкции способа трактования карт, основанные на системе Ленорман.
Наиболее удачная принадлежит Эрне Друсбеке, предсказательнице из Болгарии.
Наконец, XX в. Орден "Золотой Зари" и многое другое
Трое франкмасонов и розенкрейцеров — Вудман, Уэсткотт и Мазерс — основывают Герметический орден "Золотая заря". Почему это важно? Членами ордена были создатели базовых колод: соавторы Артур Уэйт и Памелла Смит, а также автор системы Таро Тота Алистер Кроули.
В целом "Золотая заря" весьма любопытна, туда входили и Артур Конан Дойл (культовое произведение "Записки о Шерлоке Холмсе"), и Брэм Стокер (культовый "Дракула"), и многие другие знаменитые личности.
Мазерсу принадлежит работа 1888 г. под названием "Таро", которая есть в открытом доступе на английском языке.
На смену старым колодам приходит новая классика: английские школы Таро Райдера-Уэйта и Таро Тота
"Имя Уэйта сохранилось [в истории], т. к. он был первым, кто предпринял попытку систематизировать изучение истории западного оккультизма — рассматривая ее скорее как духовную традицию, а не прото-науку или патологию религии".
(с) Гилберт, биограф А. Уэйта. 1987 г.
Колода Райдера-Уйэта покорила весь оккультный мир благодаря важному нововведению: иллюстрациями обзавелись не только старшие арканы, но и младшие. Это значительно облегчило чтение по картам Таро.
Также изменениям подвергся строй старших арканов. Сила перешла под номер VIII, а Справедливость — под номер XI.
Последнее в истории классического Таро знаменательное творение — это, разумеется, Таро Тота.
История создания такова. Алистер Кроули решил слегка доработать какую-нибудь наиболее симпатичную колоду из уже существующих. Однако Фрида Харрис уговорила Кроули создать полностью свою колоду и даже предложила заплатить ему за работу.
Леди Харрис создавала иллюстрации к арканам, придавая грани смысла каждому из них. Алистер Кроули отвечал за символизм и основное значение карт. Он обладал действительно обширными оккультными знаниями. По совместительству Кроули являлся также учителем магии для леди Харрис.
Картины леди Харрис полны магического притяжения. Во время создания Таро Тота она проводила выставки акварельных работ в июне 1941 г., июле и августе 1942 г. Причастность Кроули к выставкам скрывалась, чтобы не отпугнуть людей скандальной славой мага. В 1943 г. колода была готова, и в 1944 — опубликована тиражом 200 экземпляров. В том же году Кроули издал "Книгу Тота" с рисунками арканов и интерпретацией к ним. Авторство было подписано псевдонимом Мастер Терион.
Таро Тота не имеет аналогов и является самой глубокой, сложной, наполненной значениями колодой на сегодняшний день.
Таро — стихийное явление. Знание истоков углубляет понимание символов и назначение арканов
Сегодня степень развития эзотерики позволяет нам эффективно пользоваться инструментом анализа и предсказания.
К примеру, свободно процветает авторское Таро, которое добавляет новые возможности трактования карт.
Значимые колоды XXI века, вероятно, знакомые любому тарологу:
От простой карточной игры Таро перешло в кладезь возможностей и умений
Как вы думаете, почему история Таро такая загадочная?
Я склоняюсь к варианту, что масоны любят хранить свои секреты тщательно. :) Возможно, они стирали себя из истории. Поэтому до нас дошло не много.
Творите и процветайте. Всегда ваше, Рациональное Таро.