Бороться с безработицей можно двумя путями: путем создания дополнительных, избыточных рабочих мест в структурах государства или за счет стимулирования самостоятельной, инициативной занятости (предпринимательство, ремесла, креативные профессии) в частном секторе экономике.
В РФ пока используется в основном первый путь. Образуются излишние, избыточные, конкурирующие с частным сектором государственные ведомства, структуры, учреждения, которые поглощают значительные объемы трудовых ресурсов, но ничего или очень мало помогают экономическому и социальному развитию страны.
Именно критике такой практики посвящен мой канал на Дзене Do-ko-le?, в материалах которого приведено немало примеров таких действий государства.
Второй путь у нас практически блокируется средствами избыточного налогообложения, сверхрегулирования и сверхконтроля, в результате чего людям оказывается неудобно и невыгодно брать на себя заботу о своем трудоустройстве и о своем благополучии. Тому тоже есть масса примеров и они приводятся и в моих публикациях, и в массовых СМИ.
Что нужно сделать? Провести серьезную расчистку законов и государственных практик, мешающих людям предпринимать собственные усилия для решения проблем своей экономической деятельности и социальной жизни.
Ключевой проверкой эффективности такой расчистки является показатель развития благотворительной и волонтерской деятельности. В развитых странах она охватывает десятки миллионов людей и создает материальные и социальные блага стоимостью в сотни миллиардов долларов.
Объяснение этому феномену очень простое: когда большие массы людей имеют возможности и привычки самостоятельно решать все свои экономические проблемы, то потом, после их решения, у них обязательно возникают мысли о том, как можно помочь в этом и другим людям.
И обратным образом – когда люди ждут подачек и создания рабочих мест в основном от государства, между ними возникает лишь конкуренция за материальные блага и наиболее выгодные и комфортные рабочие места в государственном секторе, на государственной службе, и их задача уже не помогать другим, а, наоборот, стараться оттеснить их от «кормушки».
Но самая большая проблема заключается в засильи у нас – и в науке, и на всех уровнях государственного управления – анти-монетаристов. При этом группа особенно упертых анти-фридмановцев (Милтон Фридман – основатель монетаристской школы в экономической науке) засела в нашем Центробанке.
Действительно, достаточно только сравнить объявленные «главные миссии» Центрального банка России и Федеральной резервной системы (ФРС – частный аналог нашего Центробанка).
В ФРС это – борьба с безработицей и недопущение инфляции. У нашего Центробанка, это – так называемое «таргетирование» инфляции, под которым на самом деле понимается проведение управляемой про-инфляционной политики (на практике же мы видим просто целенаправленное уничтожение национальной валюты, сначала – «старого» рубля, потом – копейки, а теперь – и нового рубля). А о борьбе с безработицей в уставных документах Центробанка России даже и не упоминается!
Между тем, сам Милтон Фридман о «борьбе с инфляцией» вообще ничего не говорил! Он говорил о задаче «недопущения инфляции» - как основного устоя всякой правильной монетаристской политики.
А не допускать инфляции или бороться с искусственно создаваемой самим же собой инфляцией (типа борьбы нанайских мальчиков!) – для любого центробанка это все же совсем разные вещи!
Давайте теперь посмотрим, что такое монетаризм в действии. В США и в еврозоне регуляторы удерживают учетную ставку годового процента на уровне не более 0,25% - 0,5 %. Значит, и инфляция в этих странах тоже близка к нулю. С фунтом стерлингов и швейцарским франком примерно такая же ситуация – они просто не могут далеко «убегать» от доллара и евро.
Китай все время критикуют, что он намеренно поддерживает заниженный обменный курс юаня к доллару – что стимулирует его экспорт и укрепляет конкурентные позиции его производителей на мировом рынке. Значит, и инфляция в этой стране в любом случае не выше американской. А в Японии продолжительное время имело место даже дефляция – падение товарных цен!
Таким образом, во всех этих странах, которые дают примерно 80 % мирового ВВП, монетаризм обеспечивает постоянство цен и низкие проценты кредитования. И только в России анти-монетаристы разгоняют инфляцию и доводят процентные ставки до уровней, исключающих развитие!
А в недавно утвержденных «Направлениях кредитно-денежной политики на 2021-2023 годы» Центробанк опять главным целевым показателем определяет учетную ставку процента на уровне 4,5 %! Притом, что в Европе 3 % годовых считается предельным уровнем и даже одно только приближение к нему признается уже серьезно угрожающим развитию!
Почему же так происходит? Ответ лежит прямо на поверхности: анти-монетаризм выгоден экспортерам (а в нашем экспорте преобладает сырье) и исполнителям государственного бюджета. И тем, и другим выгоден именно непрерывно дешевеющий рубль – поскольку позволяет им экономить на своих внутренних расходах и закрывать бюджетные обязательства меньшими валютными средствами.
А бюджетники и пенсионеры формально не имеют повода жаловаться - поскольку получают свои доходы в прежних суммах. И они начинают понимать, что их обманули только тогда, когда они идут со своими деньгами в магазины и видят, что все товары в них становится дороже и дороже.
Вот пока такая ситуация остается преобладающей, проблема безработицы - как частная, и проблема развития экономики - как более общая, будут и дальше сохранять у нас свою остроту.