Как понятно из названия, я продолжаю тему исторических аналогий в одном из известнейших сериалов, снятых по книгам Джорджа Мартина "Песнь льда и пламени" в стиле фэнтези. Поскольку материала оказалось очень много пришлось разбить свои наблюдения на несколько частей. Итак...
7. Джофри = принц Астурийский Дон Карлос, Эдуард Ланкастер, Калигула, Нерон
Ранее фанаты уже искали черты сходства между королем Джофри и реальными историческими личностями и сошлись на том, что прототипом послужил принц Эдуард Ланкастер Вестмистерский, но общего у них только сомнительное происхождение (что не удалось доказать ни в том, ни в другом случае) и тяга к жестокости. Поскольку реальной власти в руках Эдуарда так и не оказалось он возможно просто не смог развернуться в волю, но при этом распоряжения о первых казнях он по случаю выдал в возрасте 7 лет. Куда более похож на Джофри принц Астурийский Дон Карлос знаменитый своими маниакальными садистскими наклонностями. По свидетельствам очевидцев принц был занят исключительно мыслями о том, как навредить другим, он наносил придворным и слугам серьёзные физические увечья, за что следовали выплаты компенсаций из бюджета, жарил животных живьём и один раз пытался заставить сапожника съесть обувь, которую счёл неудовлетворительной. Он был заключен в тюрьму собственным отцом королем Испании Филиппом II, где он и умер. Если же проводить параллели до конца то, эгоцентризм, забота только о своей славе, политическая близорукость на грани фола и тяга к жестоким развлечениям и садизму роднит Джофри ещё и с такими правителями как Калигула и Нерон.
8. Его Воробейшество = Джироламо Сованарола
В действиях религиозных фанатиков Святого воинства и их лидера Его Воробейшества без труда можно заметить сходство с событиями инквизиции, но были отдельные личности, максимально схожие с этим духовным лидером. Также как и Его Воробейшество Сованарола в начале жизни вел пусть и не максимально роскошную, но весьма сытую и обеспеченную жизнь, о которой многие могли только мечтать. Однако оба решили избрать путь крайнего аскетизма, который является для них совершенно искренней и глубокой формой духовной убежденности, а не внешней святости, что выражалось в основательной неподкупности. Такой выбор привел Его Воробейшество и Джироламо в религию. Сованарола принял монашеский постриг, а затем вёл суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, ополчался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению трудов Отцов Церкви. Ничего не напоминает?! Приверженность своим ценностям и борьба за чистоту веры привели обоих к конфликту с официальной церковью, Его Воробейшество надругался с помощью своих последователей над Верховным септоном, тогда как Сованарола постоянно критиковал не только церковь, но и непосредственно Папу Римского, что и привело в конце концов к гибели Джироламо.
9. "Валар моргулис, валар дахайрис" = Momento mori (лат.)
Думаю многие обратили внимание на интересную крылатую фразу в книге и сериале, ее произносят как приветствие, прощание, пароль, девиз и просто в назидание. Некоторым фаната она так полюбилась, что ее стали использовать в быту, а кто-то даже увековечил в тату (смотрите галерею). В переводе с высокого валирийского (язык придуманный Джорджем Майклом) "валар моргулис" означает "все люди смертны", обычно собеседник на эту фразу отвечал "валар дахайрис" - "все люди должны служить". В Европе с эпохи средних веков стала весьма распространенной другая, ставшая крылатой фраза на латыни Momento mori (Моменто мори), что в переводе означает "Помни о смерти". Смысловое наполнение обеих фраз весьма похоже - помни о своей смертности и уязвимости, не зарывайся, помни об уязвимости человеческой природы вообще, действуй сейчас и т.п. Изначально фраза Momento mori произносилась празднующим триумф военачальникам их рабами, и возможно поначалу это было "Respice post te! Hominem te memento!" («Обернись! Помни, что ты — человек!»). С приходом христианства Momento mori стала звучать скорее как напоминание о Божьем суде, смирении и необходимости поступать правильно. Примечательно, что высокий валирийский и латинский язык пережили похожую историю. Оба языка принадлежали народу, который путем завоеваний занял большую часть континента, где изначально обитал, побежденные народы принуждались к освоению этих языков (реального и вымышленного), но затем огромные империи (Священная Римская и Валирийский Фригольд) распались, и языки их создателей перестали широко использоваться и легли в основу местных народных языков (все же помнят про романо-германскую языковую группу и низкий валирийский). Оба языка не исчезли полностью, они превратились в язык фольклора, религии и науки, и владели ими только очень образованные люди.
10. Безликие = Ассасины + Тхаги
Сходство Безликих с ассасинами - тайной сектой убийц внутри исламского течения исмаилитов - заметили многие, думаю все дело в активной рекламе, которую сделали этой организации компьютерные игры с соответствующим названием. Однако ассасины, будучи совершенными, бесстрашными и фанатичными воинами, совершали убийства, чтобы сдержать в период крестовых походов натиск пришельцев из Европы, а не ради самой смерти. Другое дело средневековая индийская организация Тхаги, посвятившие себя служению богине смерти и разрушения Кали, примечательно, что Безликие служили Многоликому богу, а Кали - многорукая богиня. Для Тхаги смерть сама по себе самоценна, как и для Безликих, хотя Тхаги весьма быстро скатились до бандитов и разбойников, хоть и с идеей. По принципу применяемого для убийства орудия тхаги делились на душителей, кинжальщиков и отравителей, что также похоже на методы Безликих.
11. Яра Грейджой = Грейс О'Мейл
Конечно Грейс О'Мейл не единственная женщина-пиратка в истории, ещё весьма ярко отметились Мэри Рид и Энн Бонни, но именно она максимально близка Яре Грейджой. Обе девушки родились в местах настолько не плодородных, что вынуждены выживать промышляя рыбалкой и морским грабежом, все же помнят девиз Грейджоев - "Мы не сеем". Обе девушки смогли достичь того, что женщинам в их социальных условиях не было дозволено, и в обоих случаях во многом благодаря отцам, которые были видными главами кланов. Внешне Грейс и Яра также похожи: высокие, стройные, с короткими развивающимися волосами. В период наибольшего расцвета под командованием Грейс находилось до 30 галер, с такой силой мог сравниться только правительственный флот, и Яре тоже были подконтрольны 30 кораблей, тогда как Теону дали лишь одно судно. Грейс и Яра стали главами своих кланов, но не без труда, тем более, что в обоих случаях был наследник мужского пола - брат. По одной из версий Грейс победила в схватке брата Адульфа, но по другой - место вождя определял совет старейшин, который не захотел отдавать власть женщине, в "Игре престолов" в 6 сезоне мы видели аналогичные события, когда притязания Яры на совете старейшин Железных островов с успехом оспорил её дядя Эурон. Есть еще один похожий эпизод, несмотря на свою тягу к свободе и независимости, обе женщины пусть и на время поддерживали хорошие отношения с властью и даже считались у них на службе, в 1593 году Грейс установила договоренности с английской королевой Елизаветой I, а Яра как известно опередила Эурона и создала союз с Дайенерис.
12. Теон Грейджой = великий князь московский Василий I, Влад Цепеш (Дракула) и его брат Раду
Казалось бы, что может быть общего между этими людьми? Не ищите здесь глубокого сходства, так как объединяет их только одно - они все были заложниками. Не секрет, что с древних времен существовал такой институт как заложничество, хотя много информации вы и не найдете. Суть заключается в том, что с целью закрепления мира, предотвращения восстаний и гарантий спокойствия между странами, семьями или кланами, одна враждующая сторона могла взять "погостить" важного и нужного человека. Такую практику довольно часто применяли Османская империя, Золотая Орда, Испанские конкистадоры, княжества Средневековой Руси и т.п. Таким образом в "гости" к хану Тохтамышу отправился в 1382 г. сын Дмитрия Донского Василий, но ему удалось бежать при помощи Литвы в1386 г. А Влад и Раду Цепеш пробыли в заложниках у турецкого султана Мехмеда II с 1444 по 1448 г. по причине бунта их отца против Яноша Хуньяди. Как показывает сериал и история, заложничество хоть и не является формой сурового тюремного заключения, тем не менее оставляет определенный след в душе заложника: Теон всю свою жизнь ищет себя и не может понять, кто он - Грейджой или Старк; Василий I сильно сблизился со своими спасителями, женился на дочери литовского князя Витовта Софье и в последствии уступил тестю многие земли, за которые вела борьбу и Москва, ну а про Дракулу слышали все и многие объясняют излишнюю кровожадность господаря Валахии, психологическими травмами, полученными при дворе султана.
Боюсь это еще не всё, что мне удалось обнаружить, поэтому ждите продолжения, надеюсь, что мои наблюдения пробудят в ком-то желание покопаться в истории чуть поглубже, ведь реальные события иногда интереснее даже самой красочной выдумки.
Дайте знать, если информация была полезной)
Всем 100 баллов на ЕГЭ!
И до скорых встреч!