Не планировал я писать статью на эту тему. Для себя я давно уже сделал пометку, что в музыке я пусть и меломан, но такой с придурью - из староверов. Не люблю я подделок, а потому предпочитаю слушать первопроходцев и новаторов. Современную музыку напрочь не переношу, а к российскому року отношусь очень придирчиво, почти брезгливо. Гражданская оборона и компания, Наутилус и парочка никому не известных локальных групп. К современной сцене, право на кривой кобыле не подъедешь - больно уж она однообразна и вторична. Могу заценить некоторые песни из раннего Lumen, но и те в музыкальном плане очень своеобразны и отдают, как зассаные простыни, подростковым максимализмом. Оно понятно, время такое, все кто хотят кушать уходят в "попс" - детишки в восторге, а взрослые не слишком заморачиваются - главное "качает".
Но к чему это всё? Попалась мне тут как-то давече самая известная песня, довольно популярной сейчас в России группы Порнофильмы. Речь конечно про "Россия для грустных". Зашла. Музыка очень посредственная, но текст неплох, прикольно и немножко даже зло. На этом всё - добавил в плейлист и забыл. Но вот через месяц залипая на работе, вдруг мне напелсе её припев и смеху ради решил я посмотреть в интернете, что это за группа вообще такая, а затем и послушать - вдруг хороши?
Начать я решил с самого успешного альбома, который и открывала понравившаяся мне давеча песня. Первые 6 песен зашли на ура. Музыка по прежнему НИКАКАЯ - смесь Lumen и Тараканов, в общем типичной российский поп-рок/поп-панк как под копирку. Хотя, пару раз интересные гитарные риффы проскакивали, но тут же сменялись банальным бренчанием по приглушенным струнам и поп мотивами. Чувствовалось влияние, где-то Nirvana, где-то ГрОба, но не так сильно как хотелось бы. Вокал выразительней чем у коллег по цеху, но все равно типичный. С "трёх метров" от Lumen не отличишь. А вот тексты... Тексты очень порадовали, сильные, красивые, колкие. Где-то даже чувтствовалось влияние Летова в выборе рифм и акцентов. Хотя в песне "Система" мне, честно говоря, посыл не зашёл - очень уж детский - твори добро и улыбайся, живи для других. Но куплеты все же подкупили - добавил. Много вообще "политоты", бунтарства, но очень все выверено, политкоректно - статью не пришьешь. Это обидно, какая-то двоякая искренность выходит, но что поделаешь, все мы люди, у всех семьи - сидеть никто не хочет.
На второй половине пластинки начались проблемы. Острое закончилось - осталось добро и любовь. В общем, банальщина - очень уж наивно, не цепляет. Хотя стоит признать - песня "Я так соскучился" очень красивая, но я отчётливо слышу в ней Сплин, а не Порнофильмы.
Дальше на очереди встал первый альбом - "Клей" 2010 года. Полный провал. Музыка интереснее в десятки раз - но я её уже слышал. Целая солянка из американских и британских коллективов. Тексты уже здесь неплохи, но вокал "под Кобейна" их просто убивает. Многие группы так начинали, особенно в провинции, но ничем хорошим для них это не кончилось. Никому не нужна ещё одна Nirvana, к тому же российского розлива.
Второй альбом звучит уже в разы лучше. Музыку пусть и нельзя назвать полностью самобытной и крутой, но она куда интереснее. Отличные стихи. Всё хорошо, достойно прослушивания. Для меня - многовато максимализма, чувствуется отсутствие чёткой позиции - ребята бунтуют против всего подряд. А может просто я уже староват - в 2012, когда он вышел, альбом бы меня основательно зацепил.
"Карма рабочих" - восторг. Сильный, крутой альбом. Музыка, тексты - все на высоте, придраться просто не к чему. Атмосферно и музыкально напомнил мне горячо любимых мной Descendents и Jawbreaker. Гражданская оборона образца 90х тоже ощущается, а вот от заглавной песни отдаёт Тараканами, но благодаря сильному тексту, на это не очень обращаешь внимание.
А вот следующий уже альбом уже целиком и полностью сливается с творчеством Тараканов и Lumen, вокал полностью уподобляется вторым. Выделяют только сильные тексты ю, хотя однообразие тем начинает утомлять. В целом - неплохо.
"Молодость и панк-рок" - я уже слышал Lumen. Каждая песня об одном и том же. Чисто коммерческий альбом, стоило назвать - "средняя школа и поп-рок". Годиться только как агитка в штаб Навального.
"Русская мечта. Часть I" - аналогичная ситуация, но с кардинальным ухудшение качества текстов - тезисное изложение псевдолиберальных идей. Отвратительно.
"Русская мечта. Часть II" - включил первую песню и... сильно удивился, скажем так. Музыка конечно сохраняет прежнюю тенденцию, но вот текст...
"Прогресс и эффективность победили! Ещё бы
Сегодня — у нас есть нейтронная бомба!
Излишки врагов уничтожим мы быстро!
Не тронув их имущество всё сделаем чисто!"
Что-то до жути знакомое... Ах, да. Это же почти прямой перевод одной из моих любимых песен - "Kill the Poor" от Dead Kennedys, в общем то, как и название -" Нищих убивай".
" Efficiency and progress is ours once more
Now that we have the Neutron bomb
It's nice and quick and clean and gets things done
Away with excess enemy
But no less value to property"
Если пройтись дальше по тексту, то мы обнаружим, что весь он является художественным переводом песни "Мёртвых Кеннеди", слово в слово. Я проверил везде - нигде нет упоминаний, что это кавер, включая официальный сайт группы. Цензурных слов на такое у меня нет. Я конечно понимаю, что современные школьники ни про каких Кеннеди не слышали вообще и это я тут археолог, но это уже уровень Арии.
После прослушивания всего этого материала, честно - мне надоело. Тексты которые изначально меня так впечатляли, начали вызывать тошноту. Складывалось чёткое ощущение, что Владимир Котляров пишет их по одному шаблону. Обязательно нужно упомянуть президента, церковь + последние новости. Словно в паблик "Атеист" зашёл, ей-богу!
Но оставался один единственный альбом, да ещё и свежий - этого года. И я решился - чем чёрт не шутит! Сдвиги есть, теперь я слышал Lumen современный, который мне уже не нравится. Чисто коммерческий проект, заигрывание с молодой аудиторией, путем использования речетатива, очень попсовые песни прям под радио ротацию. Темы - все те же, ничего нового. Из плюсов на мой взгляд лишь неплохой юмор, в остальном это всё те-же самые песни, что и на предыдущих. Отдельным вопросом после прослушивания всей дискографии у меня осталось постоянное упоминание весны на каждом альбоме, как минимум в одной песне. Я бы подсчитал точное количество, но боюсь за своё здоровье.
В общем и целом подводя итоги - очередное разочарование. Нет, с десяток песен я в свой плейлист добавил, но всё же. На лицо всё та же картина, за которую я не люблю русский рок - наглое копирование, воровство, однобокость, единообразие. С другой стороны - основная публика этого и жаждет. Всё эта усредненость - болезнь нашей эпохи. Не важно, "МакДак" или "КФС", на чей концерт - тоже не важно - выбор чисто условный. Ведь так - ты точно не ошибёшься и сможешь дальше считать себя самым особенным, как и все остальные, впрочем.