В индивидуальной душе сосуществуют противоположные тенденции. С одной стороны, душа бессмертна и тяготеет к бессмертным понятиям, составляющим основу Космической души. Это притяжение к идеалу называют ПЛАТОНИЧЕСКОЙ ЛЮБОВЬЮ. С другой стороны, душа развивается, она изменчива подобно материальным телам и тяготеет к изменчивому миру материи. Это тяготение лежит в основе чувственной, ЗЕМНОЙ ЛЮБВИ.
Постоянно обогащаясь новыми для себя понятиями, индивидуальная душа рискует нарушить последовательность их расположения в своей информационной структуре. Может произойти искажение последовательности записи новой информации. Тогда испорченные “программы” (или души) “отяжелевают”, спускаются на Землю и помещаются в тела людей. Смысл этого перемещения в том, чтобы путем соприкосновения с материальными, земными воплощениями бессмертных идей душа могла восстановить испорченную информацию, заново “переписать” ее в свою “программу”.
Процесс восстановления утраченной информации есть “воспоминание” душой имевшегося у нее абсолютного знания. Однако этот процесс противоречивый, так как в своей земной жизни она оказывается погруженной в обманчивый мир чувств и ощущений, идущих от материальных тел. Душа легко может оказаться в большой зависимости от чувственного мира. В этом случае соприкосновения с материальными предметами уже более не пробуждают воспоминаний об истинных идеях, а напротив, служат источником формирования идей ложных.
Иллюстрируя эту мысль, Платон дает знаменитый образ пещеры. Представим людей, которые в яркий солнечный день находятся в глубине узкой пещеры, обращенные лицом к стене, противоположной входу. Допустим снаружи, перед входом проходят люди, животные. Люди в пещере видят тени на стене и слышат звуки, однако, не знают, кто издает эти звуки. Если они будут просто следовать своим впечатлениям, а не размышлять, у них легко возникнут ложные идеи. Например, они слышат блеяние невидимой ими овцы в тот момент, когда на стене проходят тени людей. Отсюда может возникнуть ошибочная идея, что люди блеют. Также и человек, строящий свое знание о мире на основе внешних впечатлений, легко впадает в заблуждение, поскольку принимает внешность вещи за ее сущность.