Устройство "ЕР-53" представляет собой высокоточный сигнализатор уровня, предназначенный для контроля и управления уровнем жидкостей с различной проводимостью в открытых и закрытых резервуарах.
С помощью этого устройства можно осуществлять звуковую и оптическую сигнализацию, регулировать уровень жидкости, а также автоматически опорожнять или наполнять емкости с жидкостью. Данный сигнализатор не предназначен для использования в помещениях, где могут присутствовать взрывоопасные пары или газы.
Внешний вид
Устройство представляет собой пластиковую коробку весом около 2,2 кг с проушинами для крепления на стене или внутри щита управления. Оно рассчитано на вертикальное расположение.
На лицевой панели расположены четыре индикаторных лампы, обозначенные цифрами 1, 2, 3 и символом ~, которые сигнализируют о положении уровня жидкости в исследуемой зоне. Под этими лампами находится шильдик с указанием типа реле ЕР-53N105TZ и его основных параметров. Кроме того, здесь можно увидеть название производителя METALCHEM, которое, как и страна-производитель, указано на нижней части устройства.
Итак, мы рассмотрели внешний вид устройства. Теперь приступим к самому увлекательному процессу - вскрытию. Это будет происходить на моем прозекторском столе.
Разбираем
И первое, что нам бросается в глаза после снятия крышки, это, по сути, дублер внешнего шильдика, где указаны те же параметры и тот же производитель. Зачем так было делать, не совсем понятно, но раз так сделано, значит так надо.
А еще мы тут видим четыре коммутаторные лампы КМ60-50 и три реле типа R-15.
Далее отвинчиваем винт посредине и вынимаем электронную часть, выполненную на печатной плате. Кстати, это довольно интересное решение для того, чтобы подобраться к клеммной колодке. То есть при всем желании запороть схему не получится, т. к. она вынимается перед тем, как туда подадут необходимые напряжения.
Само шасси устройства выполнено на штампованном железе толщиной не менее 1,5 мм, на котором уже закреплены октальные разъёмы под реле R-15, патроны коммутаторных ламп, входная/выходная контактная колодка и 12-пиновый разъём типа РП с хорошими посеребрёнными контактами. А все эти элементы разведены навесной схемой из одножильного медного провода диаметром около 1 мм. Короче говоря, вот такой нехитрый конструктив.
Фото из архива
Данное устройство я разбираю уже не первое, и поэтому давайте дальше посмотрим небольшую фотоподборку этих реле за 1979 и 1983 год соответственно, где попробуем найти условные отличия в схемотехнике реле разных лет.
Вариант шасси от устройства 1979 года
Вариант шасси от устройства 1983 года.
Реле от устройства 1979 года.
Реле от устройства 1983 года.
Вариант платы от устройства 1979 года.
Вариант платы от устройства 1983 года.
В общем, как вы увидели, разница за четыре года практически не появилась. Единственное, что можно заметить, то, что на плате за 1983 год появились резисторы-«полосатики» и разъем КОМБО.
Что за КОМБО такой, спросите вы? А я вам отвечу и даже покажу.
Значит, смотрите, в реле за 1979 год вилка РП выполнена полностью из посеребренных контактов, а вот в разъеме за 1983 год есть четыре пина с покрытием Au. Что это за непонятный огород такой и зачем так было делать, я не знаю, но более я нигде не встречал такой интересной комбинации разъема РП.
Вот и всё, что я хотел рассказать вам об этом реле. В настоящее время они практически не используются, так как на их место пришли более компактные и технически облегчённые аналоги этих устройств, созданные на основе отечественных компонентов. Но об этом в следующий раз на нашем канале.
Желаю всем удачи в делах, отличного настроения и до скорой встречи!
👉Еще больше интересных разборов тут
Вот лишь некоторая подборка из этой темы👇👇👇
⚡ Сегодня у меня на разборе останки от некоего устройства, которое, вероятно, было связано с регулировкой температуры. Назначение этого устройства так мне и осталось неясным, но, судя по надписям на панели, оно было предназначено именно для этой цели.
......................................................................................................................................................................
⚡ Сегодня я хочу разобрать блок командоаппарата стиральной машины «Вятка-автомат», который сокращённо называется КСМА.
......................................................................................................................................................................
⚡ И, наконец, самое интересное - это сердце контрольно-кассовой машины, так называемая материнская плата. Хотя почему «так называемая»? Она и есть самая настоящая материнская плата.