Найти тему
Армия и технологии

Модернизированный Су-30СМ2, нас ждёт двухместный Су-35?

Машины ОКБ «Сухого» известны во всём мире ещё с середины 20-ого века, конструкторское бюро прошло долгий путь, начиная от первых реактивных машин, до ультрасовременных истребителей 5-го поколения. Однако что при СССР, что и сейчас, основой ВКС страны были и остаются машины семейства Су-27, а именно: Су-27СМ, Су-34, Су-35С и самый массовый из произведённых Су-30СМ. На сегодня в строю ВКС РФ по состоянию на 2020 год 133 истребителя Су-30СМ, а всего произведено 635 машин.

Машина хорошо показала и экспортный потенциал, особенно в Индии, где по лицензии было собрано 243 Су-30 версии МКИ, а также 44 единицы находятся на вооружении Алжира, 73 на вооружении Китая и ещё много 30-х несут службу в десятке стран партнёров. Несмотря на все преимущества и надёжность, машина, разработанная ещё в начале 90х на базе Су-27УБ, к нашему времени уже стремительно устаревает и навязывается вопрос, планируется ли модернизация?

Фото истребителя Су-30СМ. / Источник фото: Яндекс.Картинки
Фото истребителя Су-30СМ. / Источник фото: Яндекс.Картинки

Для начала немного о характеристики машины.

Длина фюзеляжа 22 метра, размах крыла 14,7 метра, высота 6,36 метра, максимальная взлётная масса 34500 кг и экипаж 2 человека. Максимальная скорость на высоте 2120 км/ч, дальность полёта максимальная на высоте до 3000 км, боевой радиус 1500 км, а практический потолок 17350 метров. В качестве силовой установки используются два высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажными камерами АЛ-31ФП с тягой на форсаже в 12500 кгс. Двигатель разработан легендарным «ОДК-Сатурн», предприятие является лидером в проектировке и производстве турбореактивных авиационных и не только авиационных двигателей.

Истребитель Су-30СМ на МАКС 2019 (анимация).
Истребитель Су-30СМ на МАКС 2019 (анимация).

Авионика и БРЭО.

БРЛС (бортовая радиолокационная станция) Н011 «Барс» с дальностью обнаружения цели до 140 км с ЭПР 2 м² на встречных курсах. Разработанная в начале 90-х данная БРЛС имеет неплохие характеристики, с импульсной мощностью передатчика в 4,5 кВт и разрешающей способностью 10 метров. Архитектура БРЭО открытая, что позволяет менять оборудование без глобального вмешательства в конструкцию истребителя и осуществлять модернизацию в короткий срок.

Вариант кабины с французской авионикой и отечественной. / Источник фото: Яндекс.Картинки
Вариант кабины с французской авионикой и отечественной. / Источник фото: Яндекс.Картинки

В качестве бортовой ЭВМ используется БЦВМ «Багет-53-31М», разработки АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», а «стеклянная» кабина реализована на основе ЖК МФИ-10-7В «Многофункциональный индикатор», хотя на экспортные машины и первые Су-30СМ для ВКС РФ шли с французскими МФИ от Thales Avionics electrical Systems. Су-30СМ также оснащён и ЭДСУ - система управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине к исполнительным приводам рулей и взлетно-посадочной механизации крыла в виде электрических сигналов.

Модернизация.

Основным критическим элементом истребителя на сегодняшний день является БРЛС, а также часть БРЭО, из-за которой не представляется возможным использовать более новую номенклатуру вооружения и в ОКБ «Сухого» проработали новый вариант модернизации 30-го, до уровня Су-30СМ2.

БРЛС Н035 «Ирбис» и модуль "БЦВМ ИМА БК".  / Источник фото: Яндекс.Картинки
БРЛС Н035 «Ирбис» и модуль "БЦВМ ИМА БК". / Источник фото: Яндекс.Картинки

Для начала, в Су-30СМ2 установят БРЛС Н035 «Ирбис» от Су-35С, данная станция позволяет обнаружить цель 2 м² на дистанции 330 км, а цель с ЭПР 0,1 м² типа F35 на встречных ракурсах с 160 км. Авионика останется прежней, но БЦВМ «Багет-53-31М» заменят на современную «ИМА БК», что позволит сопровождать до 30 воздушных или 4 наземных целей, а также одновременно атаковать до 8-ми целей одновременно, используя ракеты с АРГСН (например, Р-77).

Двигатель АЛ-41Ф-1С. / Источник фото: Яндекс.Картинки
Двигатель АЛ-41Ф-1С. / Источник фото: Яндекс.Картинки

Ну и вишенкой на торте станет замена двигателей и это будет «АЛ-41Ф1С» от того же Су-35С, что приблизит машину вплотную к возможностям 35-го, а именно полёт на сверхзвуке без форсажа на скорости 1.1 Маха и снижение заметности в инфракрасном диапазоне. Первый Су-30СМ2 будет передан ВКС уже в середине 2021 года, а вслед за ним начнётся модернизация машин, стоящих на вооружении в настоящее время. Подписывайтесь на канал, всем добра!