Для компетентного понимания философии в её исторической ретроспективе максимально предпочтительным (основополагающим) вариантом для прочтения является книга Гегеля "Лекции по истории философии".
В период со времён Декарта до наших дней Гегель является наивысшей вершиной в мировой философии. Такой уровень компетентности в вопросах философии, который был достигнут Гегелем, не был доступен с тех времён ещё никому. По этой причине, в частности, лучше читать Гегеля в первоисточнике, так как публикации и краткие обзоры о философии Гегеля других авторов представляют из себя исключительно субъективные трактовки, передающие смысл и суть философии Гегеля недопустимо ограниченным и искажающим образом. Такая ограниченная и недостоверная передача философии Гегеля другими авторами обусловлена тем, что достичь понимания достижений Гегеля в философии мало кому удалось за прошедшие два века.
Конечно, философия Гегеля (на первый взгляд) воспринимается как сложная и почти невозможная к пониманию. Однако существует заветный "ключ" к достижению понимания немалой доли книг Гегеля.
Таким "ключом" является знание о том, что Бог (Дух) обладает операционно-логической природой бытия (как IT-программы и генетическая информация, записанная в ДНК живых организмов). Данным "ключом", в частности, открываются для понимания такие наисложнейшие книги Гегеля, как "Феноменология духа" и "Философия истории".
О операционно-логической природе бытия Бога (и духов вообще) было известно таким ведущим философам и мыслителям, как Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц и Гегель.
Подробнее по данной теме информация представлена в статье
- "Наука признает бытие Бога не более чем через 5 лет"
А "Лекции по истории философии" Гегеля рекомендуются в первую очередь по той причине, что в этой книге (он, как наиболее квалифицированный философ) даёт максимально компетентные характеристики воззрениям и утверждениям различных философов и философских школ, известных в истории.
Более квалифицированного рассмотрения философии в её ретроспективе не существует.
Разбираются не только собственно философские, но и методические ошибки. И в ходе ознакомления с представленными Гегелем разборами и пояснениями становится (на примере отмеченных конкретных фактов и ошибок) понятным, что ряд известных имён в истории философии, почитаемых как выдающиеся специалисты в философии и поныне, являются на самом деле авторитетами мнимыми.
Но, конечно, необходимо сразу отметить, что ознакомление с книгами Гегеля имеет смысл в том случае, если есть интерес к достижению объективного понимания по ключевым вопросам философии и по тому, какой же была (с точки зрения наивысшей за последние лет четыреста квалификации) история философии на самом деле.
Информация, содержащаяся в книгах Гегеля, позволит в немалой мере избавиться от тех заблуждений, которые сегодня в изобилии бытуют в широком общественном сознании.
Если же имеет место просто интерес сугубо к ознакомлению с наиболее популярными и доминирующими сегодня трактовками в философии (которые, по большому счёту, являются современными изложениями всевозможных заблуждений и ошибок), то Гегеля, наверное, лучше тогда вообще не читать, так как наличие осведомлённости с (более компетентным) мнением Гегеля по ряду вопросов может создать осложнения при сдаче экзаменов или при защите диссертаций. В т.ч. и потому, что кем-либо из (экзаменующих) сторонников английских трактовок в философии могут быть восприняты "как красная тряпка для быка" книги, имя и мнения Гегеля. Поскольку в "Лекциях по истории философии" Гегеля содержится (с подробным разбором и обоснованием) информация о том, насколько некомпетентны и поверхностны были те английские философы, чьи имена сегодня применительно к философии упоминаются с высоким почтением и с признанием их мнения как якобы авторитетного.
В качестве примеров, способных дополнительным образом проиллюстрировать высочайший уровень квалификации Гегеля (именно как настоящего (в подлинном, а не формальном, смысле этого слова) философа), можно отметить следующее.
- 1. Понимание о корреляции пространства и времени было достигнуто Гегелем почти за сто лет до того, когда была создана Эйнштейном Специальная теория относительности.
- 2. Ошибочность и низкая (недопустимо недостаточная) гносеологическая содержательность трёхмерной модели атома была очевидна для Гегеля ещё в начале XIX века. В науке (в теоретической физике) к такому пониманию приблизились только во второй половине XX века в ходе рождения Теории струн.
В контексте физики есть основание упомянуть такую выдающуюся книгу Гегеля, как "Энциклопедия философских наук". Наряду с другими трудами Гегеля эта книга по праву займёт достойное место в арсенале философов и физиков-теоретиков будущего. Поскольку в ней рассматриваются такие вопросы, относящиеся тематически к теоретической физике, которые сегодня ещё даже и не входят в диапазон изучаемых и исследуемых физиками-теоретиками вопросов.
Наивысочайшая результативность и исключительная познавательная проницательность Гегеля обусловлены (помимо обширной эрудиции, конечно) наличием двух (особо значимых для философов и физиков-теоретиков) составляющих в его мышлении – навыков пространственного мышления и умения осуществлять квалифицированную дедукцию.
Без таких компонентов достижение в философии и теоретической физике выдающихся результатов, скорее всего, вряд ли является реальным.