Найти тему
История. Факты+мысли

Засекреченная авария на Балтийском флоте. 1956 год

В Советском Союзе традиционно скрывали от общественности все аварии и несчастные случаи, повлекшие за собой человеческие жертвы.
Чем выше было количество погибших, тем строже оказывался гриф секретности на подобных делах, что, в свою очередь порождало массу самых неимоверных слухов.

Трагическая история подводной лодки М-200, началась с того, что ее командир, капитан-лейтенант Родионов, по дороге из Таллинна в портовый город Палдиски, заснул в поезде.
Он был разбужен патрулем, доставлен в комендатуру, где у него зафиксировали запах алкоголя и среднюю степень опьянения.

В то время, в стране развернулась очередная антиалкогольная кампания, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы офицера отстранили от несения службы.
В результате, место на капитанском мостике подводной лодки «Месть», занял менее опытный командир.

Головная лодка типа М XV серии. (фото из открытых источников)
Головная лодка типа М XV серии. (фото из открытых источников)

Вечером, 21 ноября 1956 года, «малютка», выполнив плановое задание по замеру магнитного поля, двигаясь в надводном положении и держа курс на базу, столкнулась с эсминцем «Статный».
Восьмерых моряков, находящихся на верхнем мостике, выбросило за борт.
Поднять на эсминец удалось лишь шестерых.

Поврежденная субмарина стазу же скрылась под водой.
На ее борту, в носовом отсеке, командование взял на себя старший лейтенант Владислав Колпаков.
Он, через выброшенный сигнальный буй, доложил, что в центральной части корабля, находятся еще десять моряков, но они, из-за недостатка воздуха обречены.

Старший лейтенант Колпаков характеризовался как в высшей степени грамотный подводник, но в политотделе флота о нем были другого мнения.
«Недостаточно политически грамотен, пренебрегает изучением работ В.И. Ленина. Морально неустойчив. Любит джаз» - такие фразы записаны в его личном деле.


Через несколько часов, выполняющий обязанности капитана, ст.-лейтенант Колпаков докладывает о решении покинуть лодку через торпедный отсек.
При этом, «несознательный» офицер отдал свой индивидуально-спасательный аппарат, единственному матросу, которого удалось вытащить из соседнего отсека.
На тот момент, моряки еще могли спастись таким образом, но уже без командира.

Прибывшее высокое начальство запрещает аварийную эвакуацию, рассчитывая на глубоководных водолазов, которым поручено подвести специальные шланги, для подачи воздуха, до подхода спасательного судна.

Но опытных водолазов на Балтике, как и на всем флоте, к тому времени уже не осталось.
Это произошло из-за массовых увольнений личного состава флота, в связи с сокращением численности вооруженных сил, объявленного Н.С. Хрущевым.


В результате, на 60-метровую глубину, спускаются молодые пловцы, но, запутавшись в проводах, двое из них погибают.

Поняв безвыходность своего положения, Владислав Колпаков, на прощание говорит в эфир слова, которые советский офицер никогда не произнес бы, будь у него на спасение хоть один шанс.
Он, не стесняясь в выражениях, благодарит партию и правительство за заботу о своем народе и вооруженных силах страны.
Услышав такую речь, командование флота срочно заменяет вахтенного офицера связи на особиста.
Больше они ничего не могли сделать для экипажа лодки М-200.

Еще через два часа, обессиленные матросы, не сумев добраться до торпедных аппаратов, погибли от недостатка воздуха.

Мемориал погибшему экипажу ПЛ М-200. (фото из открытых источников)
Мемориал погибшему экипажу ПЛ М-200. (фото из открытых источников)

Этой трагедии могло не случиться, если бы не различные кампании, доходящие до маразма, и не безграмотная политика главы государства.

Н.С. Хрущев, настолько уверовал в могущество ракетного оружия, что не рассматривал другие рода войск как необходимые для обороны государства.
Особенно масштабные сокращения выпали на долю военно-морского флота.
На металлолом пошли десятки кораблей, многие из которых были на стадии завершения отделочных работ.

Никита Сергеевич, во всех своих начинаниях проявлял чрезвычайную активность и удержу ни в чем не признавал.
Примечательно, что активным сторонником таких мер был Г.К. Жуков, недолгое время занимавший должность министра обороны.
В дальнейшем, когда товарищ Хрущев решит лишить его этого поста, такое рвение будет поставлено в вину маршалу и ускорит его собственную отставку.

ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Обеденные шутки на Ближней даче и рассуждения по поводу наследников

Генерал М.И. Потапов - горячая встреча в кремле, после четырех лет плена

Заграничный вояж М.А. Суслова в 1960 году

Наглядная агитация в Третьем рейхе

Балтийск
7847 интересуются