Найти тему
Мир богов

Бегство Иисуса в Египет

Читаем Евангелие от Матфея. В Новом Завете оно стоит на первом месте.

Так что мы узнаём из Евангелия от Матфея про события после рождения Иисуса?

А вот что:

- к месту рождения пришли волхвы. Поклонились, передали святые дары и отбыли к себе домой.

- 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
- 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

После чего ангел посетил Иосифа и рассказал ему, что возвращаться обратно нельзя, опасно. Иосиф послушал ангела, собрал свое семейство и бежал в Египет, где и провел несколько лет, пока не умер царь Ирод, желавший убить его и все его семейство, включая юного Иисуса.

- 13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
- 14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
- 15 и там был до смерти Ирода,

Не будем останавливаться на датах. Уясним суть. Иисус родился в городе Вифлеем. Оттуда прямиком в Египет, где Святое Семейство пребывало несколько лет.

Вроде все ясно и понятно.

Бегство Святого Семейства в Египет
Бегство Святого Семейства в Египет

Но теперь открываем Евангелие от Луки и читаем, как Иосиф с беременной женой поспешил в город Вифлеем, чтобы Матфей смог принять участие в переписи некоего Квириния (об этой переписи как-нибудь в следующем посте). Лука ничего не знает про волхвов, но вот у него есть пастухи. Пришли пастухи, поклонились к родившемуся в Вифлееме младенцу. И довольные, что увидели маленького Иисуса, ушли к себе.

А что же Святое Семейство? Бежит в Египет? А вот и нет! Святое Семейство, как ни в чем не бывало, в Египет не торопится. Оно проводят обряд обрезания на восьмой день. А потом в положенный день (40-й) ... спокойно едет в Иерусалим. То есть, спустя 40 дней после рождения они, вместо того, чтобы уже быть в Хургаде, едут в Иерусалим. чтобы принести положенную жертву в Храме.

- 21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
- 22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
- 23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
- 24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

А что делают после этого? Бегут в Египет? Нет! Потом они едут в город Назарет и живут там, страха не ведая.

- 39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

Так как же так получается? Матфей утверждает. что Семейство бежало в Египет сразу после рождения, а Лука пишет, что нет, не бежали никуда, спокойно вернулись домой в Назарет, не забыв посетить столицу и принести положенные жертвоприношения. Одно Евангелие врет, а другое говорит правду? Какое врет? А может оба евангелия врут?

Весьма неловкая ситуация. Каждый может открыть Евангелие и прочитать, что описание событий не сходится.

Понятно, что не мы первые это увидели. Это увидели много раньше. И что же стали делать богословы? Они стали пытаться, как сейчас принято говорить, "натягивать сову на глобус". Ведь Церковь утверждает, что Евангелие это слова Бога, записанные апостолами по велению Святого Духа.

Как натягивали? Например, так:

"Когда совершилось принесение Господа во храм – до или после поклонения волхвов? Несомненно – до поклонения. За такое предположение говорят следующие соображения. Бегство святого семейства в Египет следовало непосредственно за поклонением волхвов, как это ясно видно из 13–14 стихов 2-й главы Евангелия от Матфея. Отсюда можно заключить, святое семейство никак не могло сходить в Иерусалим после прибытия волхвов. Притом Ирод уже был уведомлен волхвами о рождении Царя Иудейского и должен был после того принять меры к отысканию нового «царя». (Лопухин А.П. "Толковая Библия")

Хотя совершенно понятно, что автор евангелия от Луки понятия не имеет, что написал автор евангелия от Матфея. Они же списывали у автора евангелия от Марка, а тот о младых годах Иисуса вообще ничего не написал. Вот оба и начинают придумывать сюжеты позалихватистее.

Написали и о избиении младенцев, и о переписи Квириния. Запутались при этом и с хронологией. Не учли, что никакой бойни младенцев историки не зафиксировали, а Квириний стал править после смерти Ирода, да и обязательного перемещения "к месту рождения" не требовали.

Ну что с авторов взять. Это же фэнтези. Художественное произведение. Исторической правды там и не должно быть. Но вот беда. Христианские богословы верили, что каждое слово в Новом Завете это непоколебимая Истина. И стало Святое Семейство в их толковании метаться между Вифлеемом, Иерусалимом, Каиром и Назаретом, чтобы согласовать два совершенно разных повествования.

Кстати, Назарета в начале первого века вообще не существовало! Сюрпрайз?