Святыни Союзного государства
Молитва, труд и цифровое послушание
Как сегодня живёт Валаам, один из духовных центров, удивительный исторический и природный памятник России
В который раз убеждаюсь, что в мире нет ничего случайного. Ибо на главный остров Валаамского архипелага нас доставил метеор, в переводе с греческого – «парящий в воздухе»! Конечно, если быть совсем точным, то не метеор, а «Метеор» – скоростной теплоход, гордость советского пассажирского судостроения со скромным именем «Игумен Назарий». Но на остров мы не плыли и даже не шли, а именно летели, поднявшись на несущих крыльях над водной гладью
Святые без жития
Историки до сих пор спорят о том, кто ещё до крещения Руси основал на далёких северных островах первую обитель. Летописи приписывают это двум инокам, Сергию и Герману, пришедшим «из восточных стран», скорее всего из Греции. Однако о них нам, кроме самого факта «пришествия», ничего не известно. По другим данным, первое братство на острове благословил посетивший его в X веке преподобный Авраамий Ростовский. Сами монахи смотрят глубже и ведут свою историю от апостола Андрея Первозванного. Согласно «Повести временных лет», в I веке нашей эры, пройдя путём из варяг в греки по Днепру и Волхову, он вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево», как на Руси называли Ладогу, и установил на «горах Валаамских» каменный крест.
Однако нам точно известно, кто возродил буквально из пепла уничтоженный шведами в 1611 году и сто лет простоявший в запустении монастырь. Во второй половине XVIII века это сделал тот самый игумен Назарий, именем которого был назван наш «Метеор». Когда митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил понял, что без деятельного, энергичного руководителя обитель не поднять, он выписал из Саровской пустыни старца Назария. Выбор оказался более чем успешным: уже вскоре новый игумен на месте старых и ветхих деревянных построек воздвиг большой пятиглавый каменный Спасо-Преображенский собор с 35-метровой (12-этажный дом) колокольней, каменные же скит, монашеские кельи, два дома для рабочих, дом для странников и небольшую пустынную келью для собственного «духовного отдохновения». Поэтому именно Назарий устроил тот самый Валаам, который мы сегодня знаем.
Пули в крестах
Всего в Валаамский архипелаг входят 52 острова. До революции все они были собственностью монастыря, сегодня же острова включены в природный парк-заповедник, а монастырю, кроме собственно монастырского храма и построек, принадлежат ещё 13 скитов и множество часовен, которые здесь можно увидеть повсюду. Первая, построенная ещё при Назарии из местного кирпича часовня, посвящённая иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость», встретила нас прямо у причала монастырской бухты. Справа – часовня, слева – аккуратная избушка с надписью «НачальникЪ причала», прямо – длинная лестница, ведущая к храму.
А наверху, прямо перед Святыми вратами в монастырь, ещё одна часовня, на этот раз мраморная. Поставленная в 1865 году, она, как это часто бывает, имеет два имени, официальное и не очень. Официально она называется в честь главной иконы, коей здесь является икона Божией Матери «Знамение». Но чаще её называют просто Царской, ибо построена часовня была в память о состоявшемся семью годами ранее посещении монастыря императором Александром II Освободителем и членами императорской семьи. Об этом говорит вмонтированный в стену медальон и вторая икона часовни, на которой изображён небесный покровитель императора – святой благоверный князь Александр Невский.
Когда несколько лет назад мастера взялись за реставрацию мраморной часовни, они обнаружили в венчавшем её кресте пулевые отверстия, а в луковке кроме прострелов нашли и несколько застрявших пуль.
Сложно предположить, что это были отголоски боевых действий, ибо и во время Финской, и в Великую Отечественную здесь они ограничивались лишь редкими авианалётами. Cкорее всего, стрелками были курсанты и командиры школы юнг и боцманов, действовавшей в стенах монастыря в 1940–1941 годах. Как рассказал игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев), царская часовня была в те времена не единственной мишенью:
– На Валааме, когда мы стали восстанавливать заброшенные храмы, не было ни одного непростреленного креста. Эти простреленные кресты до сих пор на наших плечах, и долго нам ещё нести эту тяжкую ношу безверия и кощунства, долго ещё в поколениях будут отзываться снова и снова вражда или безразличие к вере и Церкви.
Возрождение обители, в которой после войны был устроен дом инвалидов войны и труда, началось до войны.
– Ещё в 1938 году, -– рассказала нам экскурсовод Ольга, – сюда из Эстонии паломником вместе с родителями приехал восьмилетний Алёша Ридигер. До Финской войны они бывали здесь ещё несколько раз. В светлой детской памяти мальчика отпечатались прекрасные воспоминания о чудной обители, о ласковых и святых людях, которые тоже были ему неизменно рады. В своих открытках братья ему писали: «Милый о Бозе Алёшенька, ждём вас на Пасху и очень скучаем».
Уже став в 1986 году митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий озаботился возвращением Русской церкви многих святынь, в том числе и Валаамского монастыря. Первые шесть насельников, по его благословению, приехали сюда из Троице-Сергиевой лавры в 1989 году. На остров они ступили 13 декабря, в день памяти Андрея Первозванного. Вместе с работавшими здесь реставраторами они почистили, подлатали и побелили храм преподобных Сергия и Германа Валаамских. В мае следующего года митрополит Алексий освятил главный престол нижнего собора. То есть вдохнул жизнь в обновлённый храм. Меньше чем через месяц митрополит стал Патриархом всея Руси Алексием II.
Импортозамещение по-монастырски
В монастыре и относящихся к нему скитах сейчас постоянно проживают около 1000 человек, из которых монахов – чуть меньше 200, остальные – послушники, трудники (люди, работающие в монастыре на бескорыстной основе) и рабочие. В сезон остров посещают от двух до трёх тысяч паломников и туристов в день. За год число гостей доходит до 100 тысяч. Об этом нам рассказал эконом монастыря отец Ефрем.
Сегодня он руководит огромным хозяйством. В монастырском стаде – до 45 коров (в основном голштинцы), дающих до 1000 литров молока в день. Из него исполняющие сыродельное послушание и прошедшие стажировку в Италии иноки на итальянском оборудовании производят до 100 кг сыра. Делают здесь качотту и рикотту, но гордостью, фирменным сыром монастыря является изготовляемый по собственному рецепту твёрдый «Монастико». Вот уже много лет его поставляют с Валаама прямо к патриаршему столу. А в монастырских лавках местные сыры, молоко, кефир, могут купить паломники и туристы. Вот такое импортозамещение по-манастырски.
На вопрос о секрете приготовления местных продуктов монахи отвечают просто:
– Секретов три, и все простые. Первый секрет – молитва, второй – открытое сердце и третий – светлая душа.
На монастырских пасеках трудится пять десятков пчелиных семей. В собственной пекарне хлеб печётся не только для братии и паломников, но и для жителей расположенного рядом с монастырём посёлка Валаам. В Малом Никоновском заливе, на отгороженном участке акватории площадью 4,5 гектара, выращивается товарная форель. Сейчас ежегодный вылов доходит до 100 тонн, но отец Ефрем говорит, что в ближайшие годы эта цифра может и должна вырасти вдвое.
– Нашу продукцию, – говорит эконом, – мы распределяем прежде всего по трапезным, которых у нас три: для братии, для паломников и для рабочих. Плюс у нас есть ещё и кафе. Туристов ведь тоже кормить надо.
– А вообще такое большое число туристов и паломников, когда их на каждого монаха приходится по 10–15 человек не мешает? – спросил я у него. – Ведь монастырь – это место, где люди обычно стараются спрятаться от мирской суеты и соблазнов…
– Знаете, как мне видится, сегодня одна из важных функций монастырей - миссионерская деятельность. И если мы сделали так, что сегодняшний турист на следующий год приезжает к нам уже паломником, трудником или послушником, значит этот год мы прожили не зря. У нас так часто бывает, когда у человека, далёкого от веры, после посещения монастыря, благодаря валаамской благодати, священному намоленному месту, что-то внутри меняется. И это нас очень радует. Я здесь таких историй видел множество.
- А вы сами как сюда пришли?
– Так и пришёл. Двадцатитрёхлетним юношей посетил Валаам простым паломником и был просто оглоушен его красотой, святостью и величием. Благодать меня просто не отпускала отсюда, желания уехать не было, напротив, было желание остаться здесь навсегда. Так и остался. Живу здесь уже 27 лет.
От Валаама до Аляски
Вообще, миссионерские традиции на Валааме развиты очень хорошо. Ведь и его основателей, преподобных Германа и Сергия, тоже можно назвать миссионерами, поскольку пришли они в эти далёкие от «восточных земель» места в те времена, когда местное языческое население про христианство ещё и не слышало. А спустя восемь веков другой валаамский монах, получивший при постриге имя одного из основателей обители, Германа, отправился по указу императрицы Екатерины Великой в составе духовной миссии проповедовать Евангелие «диким» языческим народам Аляски.
Когда мы прибыли на Валаам, здесь как раз готовились к открытию новой часовни, посвящённой преподобному Герману Аляскинскому.
Руководил подготовкой молодой, общительный и весёлый иеродиакон (монах, рукоположенный в диаконский чин) Герман. Нас он встретил в открытой беседке метрах в ста от места, где строители завершали отделку готовящегося к сдаче объекта:
– Во время иноческого пострига со мной постригались пять человек. Перед тем как совершить постриг владыка Панкратий подзывал нас к себе и говорил каждому несколько слов. Я был самый младший, и меня он подозвал последним. Спрашивает: «Тебе имя менять или не менять?» Вопрос был довольно необычный. Родители ведь детей не спрашивают, как их назвать. Как Бог на душу положит – так и называют. Вот я ему так и сказал: «Владыка, как вам Господь на душу положит». Вообще, я был достаточно спокоен, потому что знал, что владыка обычно при постриге оставляет мирское имя, но даёт его как бы от другого святого.
– То есть звали человека Василием, в честь святого Василия Великого, а при постриге его нарекают тоже Василием, только в честь Василия Блаженного?
– Да, и получается, что у тебя появляется ещё один небесный покровитель. И вот, владыка проводит постриг, а в конце говорит мне: «Будешь теперь Германом, в честь Германа Аляскинского». А я этого святого и до того серьёзно почитал. У меня с ним вообще очень много общего. Его, как и меня, в миру звали Егором. Он выходец из Рязанской губернии, а я родом из самой Рязани. Он любил петь на клиросе, и я тоже на клиросе пою. Нас даже постригли в одинаковом возрасте – в 32 года. Он стал одним из первых и важнейших просветителей Русской Америки, а у меня тема диссертации была «Гражданская религия США». Но владыка Панкратий обо всём этом не знал, однако назвал меня прямо в точку.
Год назад отец Герман, так же как и его небесный покровитель, посетил Аляску с духовной миссией, посвящённой 225-летию прибытия в Русскую Америку Германа Аляскинского:
– Когда я туда попал, не почувствовал себя в другой стране или в другой среде, настолько там было приятно находиться. Русский дух, занесённый преподобным Германом и его братьями по миссии, до сих пор там витает. Православие распространено очень широко, 90 приходов, местные алеуты и юпики почитают Германа как одного из главных своих покровителей.
Интересно, что детей своих они называют именами русских святых: Ксения, Дмитрий, Олег. Я их спросил: «А как вы имена даёте, по календарю, что ли?» Они очень моему вопросу удивились: «Конечно по календарю, а как же иначе?»
Мы долго беседовали с отцом Германом. И вот что интересного он ещё рассказал. Среди многих видов послушаний, которые существуют у монахов, теперь есть и... цифровое. Интернет, информационные технологии открыли новые возможности для просветительства и миссионерской деятельности. Так что теперь у монастыря есть свои странички во всех популярных социальных сетях. В фейсбуке, к примеру, у обители 62 тысячи подписчиков, в инстаграме — 39 тысяч, а ютьюб-канал регулярно смотрят 159 тысяч человек со всего мира. Создание интересного контента – видео, фото, текстов о вере и о людях Валаама – всё это и есть цифровое послушание.
Географические чудеса
Завершалось наше путешествие-паломничество в юго-западной части острова, на горе Сион. Именно так: древние монахи мечтали посетить святые места, но понимая, что это у них вряд ли получится, не мудрствуя лукаво назвали здешние места библейскими именами. Кроме Сиона на острове можно найти и Кедронский поток, и Гефсиманию, и гору Елеон, и Иосафатову долину, и реку Иордан, и Иерусалим, и даже Мёртвое море. Считается, что именно на Валаамском Сионе апостол Андрей поставил первый на острове каменный крест.
Сейчас на его месте стоит построенный в начале прошлого века Воскресенский скит. Центральный его храм – уменьшенная копия иерусалимского храма Гроба Господня. В нижней части, освящённой в честь Андрея Первозванного, тоже маленькая копия пещеры, в которой две тысячи лет назад был похоронен Иисус Христос. Вход в пещеру настолько маленький, что протиснуться в неё можно, лишь встав на корточки. Так что гордый человек, которому вставать на колени претит, в неё никогда не войдёт. Я вошёл, хотя до сих пор сомневаюсь в том, разрешено ли это было.
Здесь, у подножия горы Сион, у Никоновского причала нас подобрал наш «Игумен Назарий». На выходе из бухты мы встретились с другим «Метеором», на борту которого было выведено: «Андрей Первозванный». Апостол летел к монастырю по воде, как по небу.
* * *
Мы попросили журналистов – участников пресс-тура поделиться своими впечатлениями от посещения Валаама.
Дмитрий БЕРДАСОВ, блогер e_strannik:
– Был во многих монастырях и краем глаза видел жизнь монахов и поведение гостей, приехавших в монастырь именно как в святое место. Зная, что Валаамский монастырь более строгий по сравнению с другими, ожидал увидеть такую же картину, но этого не произошло. Главная усадьба монастыря больше туристическое место, чем паломническое. Хотелось бы увидеть ещё и жизнь монахов, но она скрыта от посторонних на ближайших небольших островах, где расположены скиты, которые и предназначены для уединения. Ну и природа. Есть удивительные по красоте места, но короткого пребывания для этого мало. То, что нельзя увидеть простому гостю, показано на фотовыставке – снимки, сделанные самими монахами, стали победителями многих фотоконкурсов.
Екатерина ШЕВЦОВА, радио «Комсомольская правда»
– Мои впечатления о Валааме были очень яркими – природа, архитектура, история, святыни и, конечно же, люди. По словам монахов, в последние годы на Валаам приезжает много молодёжи 28–30 лет. Они прекрасно образованны, у них есть свой жизненный опыт. Почему они идут именно туда? Такой у человека путь и такой выбор. Действительно, оттого что ты стал монахом, жизнь не меняется. Для этого нужно научиться жить с Богом, с божественной радостью и с благодатью. Кто это почувствует, тот и остаётся на Валааме.
Эдуард ПИВОВАР, информационное агентство БЕЛТА:
– Остров произвёл на меня оглушительное впечатление своей красотой. Здесь не мог не возникнуть монастырь – это место подходит для духовной обители идеально. И даже несмотря на большой поток туристов, на Валааме всё равно остаётся атмосфера спокойствия и какого-то душевного уединения.
Юлия ВАСИЛЬЕВА, газета «СОЮЗ. Беларусь – Россия»:
– Попадая на Валаам, создаётся впечатление, что ты перелетел в другой мир. Остров, на котором находится мужской монастырь, внушает чувство умиротворения, а его природа завораживает своей первозданной красотой. Валаам – удивительно зелёный, деревья растут как будто из камня... А главный храм монастыря – это настоящий архитектурный шедевр с удивительными голубыми куполами. Здесь всё так и шепчет: не беги, остановись, посиди, подумай…
Наша галерея
Валерий ЧУМАКОВ, Москва – Валаам
Фото: Михаил ФРОЛОВ
© "Союзное государство", № 8-9, 2020
Дочитал до конца? Было интересно? Ты знаешь, что надо сделать, чтобы поддержать автора и журнал!