Найти тему
Белорус и Я

Валаам: Остров послушания

Оглавление

Святыни Союзного государства

Молитва, труд и цифровое послушание

Как сегодня живёт Валаам, один из духовных центров, удивительный исторический и природный памятник России

Собор Преображения Господня - главный храм Валаамского монастыря
Собор Преображения Господня - главный храм Валаамского монастыря
В который раз убеждаюсь, что в мире нет ничего случайного. Ибо на главный остров Валаамского архипелага нас доставил метеор, в переводе с греческого – «парящий в воздухе»! Конечно, если быть совсем точным, то не метеор, а «Метеор» – скоростной теплоход, гордость советского пассажирского судостроения со скромным именем «Игумен Назарий». Но на остров мы не плыли и даже не шли, а именно летели, поднявшись на несущих крыльях над водной гладью
Паломников на остров доставляют «Андрей Первозванный» и «Игумен Назарий»
Паломников на остров доставляют «Андрей Первозванный» и «Игумен Назарий»

Святые без жития

Историки до сих пор спорят о том, кто ещё до крещения Руси основал на далёких северных островах первую обитель. Летописи приписывают это двум инокам, Сергию и Герману, пришедшим «из восточных стран», скорее всего из Греции. Однако о них нам, кроме самого факта «пришествия», ничего не известно. По другим данным, первое братство на острове благословил посетивший его в X веке преподобный Авраамий Ростовский. Сами монахи смотрят глубже и ведут свою историю от апостола Андрея Первозванного. Согласно «Повести временных лет», в I веке нашей эры, пройдя путём из варяг в греки по Днепру и Волхову, он вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево», как на Руси называли Ладогу, и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

Однако нам точно известно, кто возродил буквально из пепла уничтоженный шведами в 1611 году и сто лет простоявший в запустении монастырь. Во второй половине XVIII века это сделал тот самый игумен Назарий, именем которого был назван наш «Метеор». Когда митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил понял, что без деятельного, энергичного руководителя обитель не поднять, он выписал из Саровской пустыни старца Назария. Выбор оказался более чем успешным: уже вскоре новый игумен на месте старых и ветхих деревянных построек воздвиг большой пятиглавый каменный Спасо-Преображенский собор с 35-метровой (12-этажный дом) колокольней, каменные же скит, монашеские кельи, два дома для рабочих, дом для странников и небольшую пустынную келью для собственного «духовного отдохновения». Поэтому именно Назарий устроил тот самый Валаам, который мы сегодня знаем.

Первым по пути на Валаам паломников встречает Никольский скит. Стоявшая когда-то на этом месте часовня параллельно выполняла роль маяка
Первым по пути на Валаам паломников встречает Никольский скит. Стоявшая когда-то на этом месте часовня параллельно выполняла роль маяка

Пули в крестах

Всего в Валаамский архипелаг входят 52 острова. До революции все они были собственностью монастыря, сегодня же острова включены в природный парк-заповедник, а монастырю, кроме собственно монастырского храма и построек, принадлежат ещё 13 скитов и множество часовен, которые здесь можно увидеть повсюду. Первая, построенная ещё при Назарии из местного кирпича часовня, посвящённая иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость», встретила нас прямо у причала монастырской бухты. Справа – часовня, слева – аккуратная избушка с надписью «НачальникЪ причала», прямо – длинная лестница, ведущая к храму.

А наверху, прямо перед Святыми вратами в монастырь, ещё одна часовня, на этот раз мраморная. Поставленная в 1865 году, она, как это часто бывает, имеет два имени, официальное и не очень. Официально она называется в честь главной иконы, коей здесь является икона Божией Матери «Знамение». Но чаще её называют просто Царской, ибо построена часовня была в память о состоявшемся семью годами ранее посещении монастыря императором Александром II Освободителем и членами императорской семьи. Об этом говорит вмонтированный в стену медальон и вторая икона часовни, на которой изображён небесный покровитель императора – святой благоверный князь Александр Невский.

Когда несколько лет назад мастера взялись за реставрацию мраморной часовни, они обнаружили в венчавшем её кресте пулевые отверстия, а в луковке кроме прострелов нашли и несколько застрявших пуль.

Сложно предположить, что это были отголоски боевых действий, ибо и во время Финской, и в Великую Отечественную здесь они ограничивались лишь редкими авианалётами. Cкорее всего, стрелками были курсанты и командиры школы юнг и боцманов, действовавшей в стенах монастыря в 1940–1941 годах. Как рассказал игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев), царская часовня была в те времена не единственной мишенью:

– На Валааме, когда мы стали восстанавливать заброшенные храмы, не было ни одного непростреленного креста. Эти простреленные кресты до сих пор на наших плечах, и долго нам ещё нести эту тяжкую ношу безверия и кощунства, долго ещё в поколениях будут отзываться снова и снова вражда или безразличие к вере и Церкви.

Возрождение обители, в которой после войны был устроен дом инвалидов войны и труда, началось до войны.

– Ещё в 1938 году, -– рассказала нам экскурсовод Ольга, – сюда из Эстонии паломником вместе с родителями приехал восьмилетний Алёша Ридигер. До Финской войны они бывали здесь ещё несколько раз. В светлой детской памяти мальчика отпечатались прекрасные воспоминания о чудной обители, о ласковых и святых людях, которые тоже были ему неизменно рады. В своих открытках братья ему писали: «Милый о Бозе Алёшенька, ждём вас на Пасху и очень скучаем».

Уже став в 1986 году митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий озаботился возвращением Русской церкви многих святынь, в том числе и Валаамского монастыря. Первые шесть насельников, по его благословению, приехали сюда из Троице-Сергиевой лавры в 1989 году. На остров они ступили 13 декабря, в день памяти Андрея Первозванного. Вместе с работавшими здесь реставраторами они почистили, подлатали и побелили храм преподобных Сергия и Германа Валаамских. В мае следующего года митрополит Алексий освятил главный престол нижнего собора. То есть вдохнул жизнь в обновлённый храм. Меньше чем через месяц митрополит стал Патриархом всея Руси Алексием II.

В Спасо- Преображенском храме монастыря покоятся мощи его основателей – преподобных Сергия и Германа Валаамских
В Спасо- Преображенском храме монастыря покоятся мощи его основателей – преподобных Сергия и Германа Валаамских

Импортозамещение по-монастырски

В монастыре и относящихся к нему скитах сейчас постоянно проживают около 1000 человек, из которых монахов – чуть меньше 200, остальные – послушники, трудники (люди, работающие в монастыре на бескорыстной основе) и рабочие. В сезон остров посещают от двух до трёх тысяч паломников и туристов в день. За год число гостей доходит до 100 тысяч. Об этом нам рассказал эконом монастыря отец Ефрем.

Отец Ефрем, эконом монастыря, ведает огромным хозяйством
Отец Ефрем, эконом монастыря, ведает огромным хозяйством

Сегодня он руководит огромным хозяйством. В монастырском стаде – до 45 коров (в основном голштинцы), дающих до 1000 литров молока в день. Из него исполняющие сыродельное послушание и прошедшие стажировку в Италии иноки на итальянском оборудовании производят до 100 кг сыра. Делают здесь качотту и рикотту, но гордостью, фирменным сыром монастыря является изготовляемый по собственному рецепту твёрдый «Монастико». Вот уже много лет его поставляют с Валаама прямо к патриаршему столу. А в монастырских лавках местные сыры, молоко, кефир, могут купить паломники и туристы. Вот такое импортозамещение по-манастырски.

На вопрос о секрете приготовления местных продуктов монахи отвечают просто:

– Секретов три, и все простые. Первый секрет – молитва, второй – открытое сердце и третий – светлая душа.

На монастырских пасеках трудится пять десятков пчелиных семей. В собственной пекарне хлеб печётся не только для братии и паломников, но и для жителей расположенного рядом с монастырём посёлка Валаам. В Малом Никоновском заливе, на отгороженном участке акватории площадью 4,5 гектара, выращивается товарная форель. Сейчас ежегодный вылов доходит до 100 тонн, но отец Ефрем говорит, что в ближайшие годы эта цифра может и должна вырасти вдвое.

– Нашу продукцию, – говорит эконом, – мы распределяем прежде всего по трапезным, которых у нас три: для братии, для паломников и для рабочих. Плюс у нас есть ещё и кафе. Туристов ведь тоже кормить надо.

– А вообще такое большое число туристов и паломников, когда их на каждого монаха приходится по 10–15 человек не мешает? – спросил я у него. – Ведь монастырь – это место, где люди обычно стараются спрятаться от мирской суеты и соблазнов…

– Знаете, как мне видится, сегодня одна из важных функций монастырей - миссионерская деятельность. И если мы сделали так, что сегодняшний турист на следующий год приезжает к нам уже паломником, трудником или послушником, значит этот год мы прожили не зря. У нас так часто бывает, когда у человека, далёкого от веры, после посещения монастыря, благодаря валаамской благодати, священному намоленному месту, что-то внутри меняется. И это нас очень радует. Я здесь таких историй видел множество.

- А вы сами как сюда пришли?

– Так и пришёл. Двадцатитрёхлетним юношей посетил Валаам простым паломником и был просто оглоушен его красотой, святостью и величием. Благодать меня просто не отпускала отсюда, желания уехать не было, напротив, было желание остаться здесь навсегда. Так и остался. Живу здесь уже 27 лет.

Чтобы не подниматься постоянно на колокольню, у основных сигнальных колоколов есть «дистанционное управление» у её основания
Чтобы не подниматься постоянно на колокольню, у основных сигнальных колоколов есть «дистанционное управление» у её основания

От Валаама до Аляски

Вообще, миссионерские традиции на Валааме развиты очень хорошо. Ведь и его основателей, преподобных Германа и Сергия, тоже можно назвать миссионерами, поскольку пришли они в эти далёкие от «восточных земель» места в те времена, когда местное языческое население про христианство ещё и не слышало. А спустя восемь веков другой валаамский монах, получивший при постриге имя одного из основателей обители, Германа, отправился по указу императрицы Екатерины Великой в составе духовной миссии проповедовать Евангелие «диким» языческим народам Аляски.

Когда мы прибыли на Валаам, здесь как раз готовились к открытию новой часовни, посвящённой преподобному Герману Аляскинскому.

Часовня Преподобного Германа Аляскинского построена в Германовской пустыньке, где подвизался монах
Часовня Преподобного Германа Аляскинского построена в Германовской пустыньке, где подвизался монах

Руководил подготовкой молодой, общительный и весёлый иеродиакон (монах, рукоположенный в диаконский чин) Герман. Нас он встретил в открытой беседке метрах в ста от места, где строители завершали отделку готовящегося к сдаче объекта:

– Во время иноческого пострига со мной постригались пять человек. Перед тем как совершить постриг владыка Панкратий подзывал нас к себе и говорил каждому несколько слов. Я был самый младший, и меня он подозвал последним. Спрашивает: «Тебе имя менять или не менять?» Вопрос был довольно необычный. Родители ведь детей не спрашивают, как их назвать. Как Бог на душу положит – так и называют. Вот я ему так и сказал: «Владыка, как вам Господь на душу положит». Вообще, я был достаточно спокоен, потому что знал, что владыка обычно при постриге оставляет мирское имя, но даёт его как бы от другого святого.

– То есть звали человека Василием, в честь святого Василия Великого, а при постриге его нарекают тоже Василием, только в честь Василия Блаженного?

– Да, и получается, что у тебя появляется ещё один небесный покровитель. И вот, владыка проводит постриг, а в конце говорит мне: «Будешь теперь Германом, в честь Германа Аляскинского». А я этого святого и до того серьёзно почитал. У меня с ним вообще очень много общего. Его, как и меня, в миру звали Егором. Он выходец из Рязанской губернии, а я родом из самой Рязани. Он любил петь на клиросе, и я тоже на клиросе пою. Нас даже постригли в одинаковом возрасте – в 32 года. Он стал одним из первых и важнейших просветителей Русской Америки, а у меня тема диссертации была «Гражданская религия США». Но владыка Панкратий обо всём этом не знал, однако назвал меня прямо в точку.

Окормлять часовню Преподобного доверено постриженному в его честь иеродиакону Герману (Мурогу)
Окормлять часовню Преподобного доверено постриженному в его честь иеродиакону Герману (Мурогу)

Год назад отец Герман, так же как и его небесный покровитель, посетил Аляску с духовной миссией, посвящённой 225-летию прибытия в Русскую Америку Германа Аляскинского:

– Когда я туда попал, не почувствовал себя в другой стране или в другой среде, настолько там было приятно находиться. Русский дух, занесённый преподобным Германом и его братьями по миссии, до сих пор там витает. Православие распространено очень широко, 90 приходов, местные алеуты и юпики почитают Германа как одного из главных своих покровителей.

Интересно, что детей своих они называют именами русских святых: Ксения, Дмитрий, Олег. Я их спросил: «А как вы имена даёте, по календарю, что ли?» Они очень моему вопросу удивились: «Конечно по календарю, а как же иначе?»

Мы долго беседовали с отцом Германом. И вот что интересного он ещё рассказал. Среди многих видов послушаний, которые существуют у монахов, теперь есть и... цифровое. Интернет, информационные технологии открыли новые возможности для просветительства и миссионерской деятельности. Так что теперь у монастыря есть свои странички во всех популярных социальных сетях. В фейсбуке, к примеру, у обители 62 тысячи подписчиков, в инстаграме — 39 тысяч, а ютьюб-канал регулярно смотрят 159 тысяч человек со всего мира. Создание интересного контента – видео, фото, текстов о вере и о людях Валаама – всё это и есть цифровое послушание.

Географические чудеса

Завершалось наше путешествие-паломничество в юго-западной части острова, на горе Сион. Именно так: древние монахи мечтали посетить святые места, но понимая, что это у них вряд ли получится, не мудрствуя лукаво назвали здешние места библейскими именами. Кроме Сиона на острове можно найти и Кедронский поток, и Гефсиманию, и гору Елеон, и Иосафатову долину, и реку Иордан, и Иерусалим, и даже Мёртвое море. Считается, что именно на Валаамском Сионе апостол Андрей поставил первый на острове каменный крест.

Перед началом Финской войны в Воскресенском скиту стоял солдатский гарнизон
Перед началом Финской войны в Воскресенском скиту стоял солдатский гарнизон

Сейчас на его месте стоит построенный в начале прошлого века Воскресенский скит. Центральный его храм – уменьшенная копия иерусалимского храма Гроба Господня. В нижней части, освящённой в честь Андрея Первозванного, тоже маленькая копия пещеры, в которой две тысячи лет назад был похоронен Иисус Христос. Вход в пещеру настолько маленький, что протиснуться в неё можно, лишь встав на корточки. Так что гордый человек, которому вставать на колени претит, в неё никогда не войдёт. Я вошёл, хотя до сих пор сомневаюсь в том, разрешено ли это было.

Здесь, у подножия горы Сион, у Никоновского причала нас подобрал наш «Игумен Назарий». На выходе из бухты мы встретились с другим «Метеором», на борту которого было выведено: «Андрей Первозванный». Апостол летел к монастырю по воде, как по небу.

Первым миссионером на Валааме считается апостол Андрей Первозванный. Он обратил здесь в христианство языческих жрецов, разрушил капища на горе и поставил на их месте каменный крест
Первым миссионером на Валааме считается апостол Андрей Первозванный. Он обратил здесь в христианство языческих жрецов, разрушил капища на горе и поставил на их месте каменный крест

* * *

Мы попросили журналистов – участников пресс-тура поделиться своими впечатлениями от посещения Валаама.

В пресс-туре в Карелию приняли участие почти три десятка журналистов
В пресс-туре в Карелию приняли участие почти три десятка журналистов

Дмитрий БЕРДАСОВ, блогер e_strannik:

– Был во многих монастырях и краем глаза видел жизнь монахов и поведение гостей, приехавших в монастырь именно как в святое место. Зная, что Валаамский монастырь более строгий по сравнению с другими, ожидал увидеть такую же картину, но этого не произошло. Главная усадьба монастыря больше туристическое место, чем паломническое. Хотелось бы увидеть ещё и жизнь монахов, но она скрыта от посторонних на ближайших небольших островах, где расположены скиты, которые и предназначены для уединения. Ну и природа. Есть удивительные по красоте места, но короткого пребывания для этого мало. То, что нельзя увидеть простому гостю, показано на фотовыставке – снимки, сделанные самими монахами, стали победителями многих фотоконкурсов.

Екатерина ШЕВЦОВА, радио «Комсомольская правда»

– Мои впечатления о Валааме были очень яркими – природа, архитектура, история, святыни и, конечно же, люди. По словам монахов, в последние годы на Валаам приезжает много молодёжи 28–30 лет. Они прекрасно образованны, у них есть свой жизненный опыт. Почему они идут именно туда? Такой у человека путь и такой выбор. Действительно, оттого что ты стал монахом, жизнь не меняется. Для этого нужно научиться жить с Богом, с божественной радостью и с благодатью. Кто это почувствует, тот и остаётся на Валааме.

Эдуард ПИВОВАР, информационное агентство БЕЛТА:

– Остров произвёл на меня оглушительное впечатление своей красотой. Здесь не мог не возникнуть монастырь – это место подходит для духовной обители идеально. И даже несмотря на большой поток туристов, на Валааме всё равно остаётся атмосфера спокойствия и какого-то душевного уединения.

Юлия ВАСИЛЬЕВА, газета «СОЮЗ. Беларусь – Россия»:

– Попадая на Валаам, создаётся впечатление, что ты перелетел в другой мир. Остров, на котором находится мужской монастырь, внушает чувство умиротворения, а его природа завораживает своей первозданной красотой. Валаам – удивительно зелёный, деревья растут как будто из камня... А главный храм монастыря – это настоящий архитектурный шедевр с удивительными голубыми куполами. Здесь всё так и шепчет: не беги, остановись, посиди, подумай…

Наша галерея

Валерий ЧУМАКОВ, Москва – Валаам
Фото: Михаил ФРОЛОВ

© "Союзное государство", № 8-9, 2020

Дочитал до конца? Было интересно? Ты знаешь, что надо сделать, чтобы поддержать автора и журнал!