Найти тему
Осиянная Русь

«Время писать сказку»

И там, в пернатой памяти моей,

Все сказки начинаются с «однажды»

Давид Самойлов.

Эти строки удивительного русского поэта, как нельзя лучше, отражают и другую сторону творчества Генриха Дика – лирико-романтическую, таинственными нитями сплетённой со старой и доброй сказкой, которую так любят и дети, и взрослые. Именно об этом Генрих Дик и хочет поведать нам в книге сказок «Где живёт счастье» (Коломна. Россия. 2019). «Настоящая сказка всегда рядом. Она в пламени, в звуках, которые доносятся с улицы, в том, как подмигивают тебе звёзды, когда выглядываешь на улицу», – ведь сказки никогда не заканчиваются, они имеют волшебное свойство продолжаться, уверен автор. Размеренная душевность, солнечный свет жизни пронизывают страницы его чудесной книги. Тебя не покидает оптимистическое чувство восприятия бытия, увлекает лиричность историй, наполненных красотой и добром: «В городе, расположенном уступами на горе, и утопающем в пышных садах, звучала скрипка. Волшебная мелодия лилась с одного из балконов. Садилось солнце. Багрянец заката струился по краю неба и казалось, что и он вслушивается в переливы напева и, любуясь собой, размышляет о необходимости соединения всего красивого в узел памяти, который не разрубить, так как он будет состоять из множества прекрасных воспоминаний. Веял лёгкий ветер. Он обдувал одухотворённое лицо девушки со скрипкой, бродил в её волосах, ласкал щёки и губы», – с таким проникновенным лиризмом пишет Генрих Дик о том, что «было началом новой сказки». В этой идеальной квинтэссенции и живёт его вполне узнаваемая лирическая героиня, максимально близкая читателю. Сказочная книга писателя, кроме своих потрясающих зарисовок о мире и человеке, обладает ещё бесценным свойством – исцеляет душу.

Какое несказанное счастье и удовольствие испытывала душа в детстве, встречаясь со сказкой! Именно с ней связаны самые тёплые воспоминания той беззаботной поры. Скажите, зачем она нужны нам? Вероятно, для того, чтобы что-то хорошее приходило к нам не по плану, приходило внезапно, потому как всё прекрасное не может быть организовано. Оно случается само собой, когда его совсем не ждёшь, – однажды. Однажды – магическое слово. Такое же, как и счастье. Счастье ищет фея Элана, пока не откроет секрет, что оно живёт в сердце. И даже, если ты, как героиня другой сказки Сола, «разглядываешь звёзды», устремляясь к далёким созвездиям, твоё счастье всегда рядом с тобой.

Принято считать, что русские люди живут по законам чуда, а немцы пытаются жить сообразно с реальностью. Но сказки Генриха Дика в чём-то напоминают философские притчи, поэтому они для всех: и для людей рациональных, и для мудрецов, и даже для пессимистов и оптимистов. Сказка тем и хороша, что каждый находит в ней своё. Писатель ёмко концентрирует в сказке главные нравственные ценности и человеческие качества: справедливость, добро, совестливость, красоту, любовь, трудолюбие, верность – всё то, что способно противостоять силам тьмы и зла, способно побороть наши пороки: зависть, предательство, лень, страх, скупость. Всего не перечесть и не пересказать! Человеческое измерение велико! И автору, и читателю не скучно. Генрих Дик – темпераментный литератор! Литература для него – мастерская смысла! Да, «и у человека должен быть корень», как считает он в одной из своих сказок, рассказывая о её герое: «<…> Горен – человек с корнем, пусть он не всегда знает ответы на все вопросы». Важно отыскать корни всего плохого и хорошего, взяв с собой в путь только лучшее.

В детстве каждый мечтал о своей доброй фее, когда многое решалось прикосновением к душе. Фея, да ещё не одна совершают великое дело добра в книге Генриха Дика, раздвигая пространственные рамки, связывая сказку с действительностью. Миниатюра «Девушка с лентой» – тоже мечта, навеянная «Алыми парусами» Грина, напоминающими о прекрасной Асоль. «Лента развевается на ветру, восходящее солнце освещает её огненные волосы и на короткое мгновение превращает плащ и волну в красную с позолотой струю, которая вплелась в бесконечную синь моря», – романтично пишет Генрих Дик о другой чудесной девушке, сердце которой «переполнено любовью к морю, к жизни и к тому, кого она ждёт». Чудо и волшебство повсюду, только надо разглядеть невидимое, скрытое от общих глаз. Здесь надо пройти и по «цветочному мосту», ведь наверняка тот, кто творит мосты из цветов, не может быть недобрым человеком? Удивительные строки есть у поэта Владимира Солоухина: «Имеющий в руках цветы / Плохого совершить не может». В сказках Генриха Дика присутствует выразительная деталь – цветок. «Цветочный мост» ведёт и к «мосту Вечности», по которому все мы когда-то пройдём. Время условно! Подвижность, динамичность свойственна героям книги, где путешествия, странствия – национальная специфика любой литературы. «Движенье – счастье моё, / Движенье!» – искромётно представлен образ дороги в цикле «Прекрасная мельничиха», в песне Шуберта «В путь». Важно найти свою дорогу, иметь цель и смысл, найти именно ту дорогу, которая ведёт в повествованиях Генриха Дика к «горе прозрения». И дело даже не в дороге, а в том, что внутри нас, заставляет делать правильный выбор пути, заставляет постигать ценность «волшебных книг», заключающих в себе великие знания, благодаря которым мир и человек преображаются, ведь только делая счастливым кого-то, мы находим и своё собственное счастье. Мудрая сдержанность, что приобретается с годами и с опытом, не должна покидать художника, привнося в его сердце духовное равновесие. «А равновесие – это жизнь», – скажут друзья в сказке «Вопрос равновесия». Обращают на себя внимание названия произведений автора, необычные, глубоко философские.

Ещё одна ось творчества Генриха Дика: божественная тайна и сила вечного искусства. В жизни нет событий основных и неосновных, всё имеет значение, всё играет роль. Это знает художник, рисующий наш мир в мельчайших деталях, потому что искусство – выражение невыразимого, того, без чего жизнь неполна, ведь она и состоит из тысячи разных подробностей. Но есть в искусстве нечто, что остаётся за пределами слов и красок. В сказке «Платье феи» один художник никак не мог отгадать, «почему у него получилось необычное полотно?» Секрет, тайна творчества мучительна и сладостна одновременно. Много сделал он других рисунков, а прежнего не выходило, всё не то было, всё хорошо, только вот волшебство куда-то исчезло, а без него нет гениального. «Художник проснулся и всё понял: рисуя подсолнух, он забыл о правилах, которым его обучали. Делая жёлтые мазки, он думал о солнце, голубые – о небе, зелёные – о сочной листве. В его картине были все цвета радуги. Она играла и по краям корзинки подсолнуха с лепестками, и в её середине, и в длинном, с овальными сердечками листьев, стебле», – неожиданно утерянный секрет вернулся к нему. Значит, человек никогда не должен забывать о своём главном предназначении. «Дело художника – сделать красоту солнцем добра», преодолеть «соблазн красивого зла», – писал Пришвин в романтической повести «Дорога к другу»,

Тему искусства Генрих Дик продолжает в фантастической истории «Краски», стоит заметить, делает это он достаточно выразительно, с неким присущим ему театральным эффектом. «Волшебные переливы утренней зари таяли, исчезали, а на картине у художника они становились всё насыщеннее, ярче, живее – и случилось чудо: то, что навсегда ушло, родилось заново, обрело форму, мысль и земную прелесть», – таково её начало, представляющее картину, исполненную известным и талантливым живописцем Николаем Лютнером, главным героем данного повествования. В небольшой миниатюре автор поднимает вопросы философии искусства и судьбы художника, правды искусства и правды жизни. Эстет и писатель Оскар Уайльд писал в книге «Замыслы» о том, что «искусство равнодушно к реальности», где «великий художник изобретает тип, а жизнь старается скопировать его». Лютнер, аналогично персонажу произведения Уайльда «Портрет Дориана Грея», совершает непоправимое – продаёт свою душу, служит силам зла, имитируя в творчестве голую реальность, лишённую подлинных чувств. Преследуя цель обогащения, он теряет сокровенный смысл искусства и жизни, что ведёт и к потере уникального дара художника. Призрак мнимого успеха, этот «соблазн красивого зла», забрал у него талант, данный свыше. Тогда, разумеется, по мнению того же О. Уайльда, и становится «всякое искусство совершенно бесполезно». «Наше искусство – оно такое же, как и мы, люди. Мы его создаём, мы его и губим», – справедливо замечает персонаж Генриха Дика искусствовед Герман. «Всё это написано мёртвыми красками...» – таковы последние слова, сказанные перед смертью живописцем Лютнером, которые и завершают произведение-этюд «Краски». Художник нарисовал смерть, исключающую какую-либо иллюзию. Но смерть – это и начало другой жизни, и человеку обязательно необходимо «чудо продолжения», так как «любой сюжет требует продолжения». Сюжет неизвестности, знакомства «с тем, чего НЕТ…» Каково это?! Интрига бытия, жизни и смерти бесконечна. Но как бы то ни было, человек всегда стремится к хорошему, к свету.

Традиция добра воплотилась и в книге Генриха Дика «Тайны чёрного замка» (Коломна. Россия. 2019). Причём она нашла своё драматургическое воплощение на сцене детских и юношеских театров. Необычные сюжеты, живой взгляд на вещи, исключающий какое-либо занудство, делают её понятной и близкой для детской искренней души, тонко чувствующей малейшую фальш. Поэтому и писать для детей крайне сложно. Автору удаётся дать исключительно точные определения, привести исчерпывающие по силе воспитательного и эмоционального значения аргументы. Он словно вновь проживает свою жизнь, отправляясь вместе с героями пьесы на поиски вечных истин. Любовь, рыцарство, добро – непреходящие категории, то лучшее, чего так активно жаждет и впитывает юная душа. Действующие лица пьесы «Тайна чёрного замка» держатся с достоинством и отвагой, присущей рыцарям романтических произведений Вальтера Скотта.

Удивляет нетипичностью развития сюжета и кукольная пьеса «Добрый волк» – своеобразная интерпретация известной сказки о «Красной шапочке», – где все персонажи будто из совершенно незнакомой истории, вовсе не той, к какой мы привыкли с раннего детства. Впрочем, её концовка напоминает невероятный розыгрыш. Безусловно, это интригует, вызывает интерес и неподдельное любопытство.

Необыкновенно сказочна пьеса «Странник Кранц», ярко представляющая мир природы. Когда что-то нарушается в экологии природы, то нарушается и экология души человека. Автору нужно непременно подчеркнуть трепетную прелесть живого цветка, ведь любовь к этому единственному цветку, по-особому вырисовывающая красоту нашей планеты, олицетворяет ту большую любовь, что милосердно разлита её Создателем. Какие радость и счастье всё-таки содержит в себе обычная повседневность!

Разве сегодня, в наши сложно переживаемые дни, не актуально звучит эта пьеса-предупреждение, обращённая ко всем, живущим на одной Земле?! «Да, мы, люди, во многом виноваты. Это мы довели нашу планету до столь печального состояния, но как прекрасно, что у нас появился шанс всё исправить! Люди, готовы ли вы примириться со всем, что живёт, растёт, плавает, бегает на нашей земле – со всей её прекрасной природой?» – потрясающие слова странника Кранца будто сейчас написаны, когда мы особенно чувствуем и осознаём её неповторимую единственность. Мы все – дети нашей планеты Земля! Возможно, у нас будет этот очередной шанс! И наступит «время большого примирения». Всё символично и по-человечески мудро в замечательных книгах влюблённого в жизнь писателя Генриха Дика. Хочется верить!

Людмила Воробьева