Доброго времени суток, дорогие читатели!
В тексте прошлой статьи я коснулся только темы гласных звуков в их созвучии в составе поэтических строк. Несмотря на то, что гласные как в звучащей речи, так и в речи письменной играют очень важную роль, разделяя самые сложные участки, наполненные большим количеством согласных звуков, сами согласные звуки наиболее полно определяют смысл высказывания, поскольку из одних только гласных можно получить междометие (напр., "Ау!"), но не конкретное значимое слово. Согласные звуки оформляют слово, создают ему определённые рамки, в которых слово становится Словом, а не просто бессмысленным набором звуков.
Чтобы понять, как глупо будет звучать сочетание гласных без участия согласных, приведу собственный пример. В детстве мне долгое время в малоподвижном состоянии приходилось смотреть некий телесериал "Операция Цвет Нации" (2004). Что в нём происходило и надо ли это вам - я не скажу. Главным было то, что от постоянного бездействия я начал играть с названием, и получилось у меня некое загадочное "О Е А И Я / Е / А И И", то есть всё та же "Операция Цвет Нации", только лишённая согласных звуков и, соответственно, смыслоразличительного значения. И понять непосвящённому эти звуки было решительно невозможно. Теперь вы знаете мой детский секрет :-)
Так уж получается, что вся сила слова заключается в его "гласности", то есть звучности. Все гласные звуки имеют самую высокую степень звучания - 4 (иногда считают от обратного - 1). В то же время, согласные делятся на другие три ступени (по степени звучания от худшего к лучшему):
1. Глухие парные согласные: п, т, к, ф, с, ш. Всегда глухие: х, ч, ц, щ (не имеют пары).
2. Звонкие парные согласные: б, д, г, в, з, ж.
3. Сонорные согласные + дрожащий Р и j (йот).
Стоит отметить, что в некоторых языках Восточной Европы сонорные согласные Р и Л имеют замещающую функцию по отношению к гласным звукам. Это заметно в таких чешских словах как: vlk (волк), krt (крот), zrn (зерно) и так далее. Как видите, гласных тут нет, но некий отзвук отсутствующего гласного при произношении проявляется, соответственно, слог, невозможный без гласного звука, существует без него. И, за некоторыми исключениями, эту речь вполне можно понимать, не зная языка в принципе. Ну, и если его носитель произносит всё максимально медленно, конечно.
О сонорных и шумных
Чуть выше я уже сказал насчёт возможностей сонорных звуков, но ещё не всё. Во многом в тексте произведения они достаточно хорошо заменяют друг друга по звучанию: М меняется с Н, Л меняется с Р. Конечно, полноценной замены может не получиться в определённых ситуациях, но тут во главу угла становится гласный звук под ударением, снижающий диссонанс: "балда - орда". Согласен, звучит не очень, но люди иногда выбирают такие варианты, что удивляешься даже, как можно до такого додуматься вообще. Впрочем, не сонорными едиными.
Разделение на сонорные и шумные происходят из-за участия голоса и шума при их воспроизведении в речи. Шумные согласные - менее звонкие, нежели гласные и сонорные, хотя и тут есть небольшое исключение - согласная В, поскольку в давние времена она имела совершенно иную природу, будучи гласной, близкой к У. Даже сейчас её часто можно заменить данной гласной в положении перед согласным звуком: напр., "тусовка" иногда читается как "тусоука". Этим можно пользоваться при создании поэтических произведений. У шумных согласных две степени звонкости: у звонких степень равна 2 (если считать, что у гласных она равна 4), а у глухих - единице.
Способы образования
В свою очередь, и шумные согласные, и сонорные подразделяются ещё на две ветки: по месту образования и способу образования. По способу образования, то есть типу преграды на пути голоса (язык, губы, зубы), шумные согласные подразделяются на взрывные (мгновенные), фрикативные (продолжительные) и аффрикаты (по сути, составные). Совпадающие по способу образования и месту образования согласные успешно заменяются друг другом, а при оглушении или озвончении разница между фонемами почти нивелируется, оставаясь заметной лишь в письменном виде: Бог [бох] - мох [мох], бриг [бр'ик] - крик [кр'ик].
Сонорные же подразделяются на смычно-проходные (боковые - Л и Л', и носовые - М и М' и Н и Н') и дрожащие - в русском языке к таким относится только Р (Р'). Смычно-проходные названы так из-за того, что для их произношения (озвучивания) необходима "смычка" - как бы разрыв преграды. Попробуйте произнести звук М, не смыкая губ, или Н, не прикасаясь кончиком языка к нёбу. Звук Л без смычки превратится в бесформенную гласную на стыке Ы и У - лично у меня это одна из главных проблем в дикции, не считая Р.
Место образования
В зависимости от места образования различают Губные и Язычные согласные, то есть образуемые соответственно ближе к губам (и с их участием) или к языку. Конечно, использовать в паре звуки Б и П - вполне обычное дело. Другое дело - использовать, например, П и М. Поскольку они являются родственными по месту образования, с натяжкой можно их использовать в связке, но нежелательно, потому что их звонкость находится на разных уровнях, и это может резать слух.
Напоследок скажу, что звук j (йот) часто участвует в смягчении согласных. Это дополнительная преграда, напряжение, и пренебрегать ею не стоит при создании стихотворений. Например, "забвение - растворение" - в случае со вторым словом присутствует чуть большее напряжение в суффиксе "-ени(j)" из-за участия Р'. Хотя, это мало на что влияет, главное лишь тщательно следить за тем, как произносятся разные звуковые сочетания и возможно ли их использовать вместе.
Вместо итога
Сумбурно получилось и не так понятно и подробно, как хотелось бы. Тема эта довольно сложная, и какое бы утверждение не было написано, всегда ему найдётся веское опровержение. Хотелось бы закончить на хорошей ноте, но эта статья из четырех, написанных для Дзена, является самой слабой, потому закончу простым пожеланием.
Пишите так, чтобы в вашем сердце при каждом звуке и совпадении звучания дышало чувство. Пишите так, чтобы вам не приходилось спотыкаться через слово. Пишите так, чтобы вам это самим нравилось, но не будьте глухи к своим произведениям. Всегда смотрите за тем, чтобы музыка стихотворения звучала, чтобы она легко совпадала с настроением и могла передать всё то, что владеет вашими чувствами. Пишите, творите, живите.
Всех благ.