В северо-восточной части Троице-Сергиевой лавры расположена угловая башня, которую в народе прозвали Уточья или Утичья башня. Время строительства башни приходится на середину XVII столетия, тогда в Троицкой обители проходили интенсивные работы по усовершенствованию крепостных стен и башен монастыря. Многие исследователи замечали в Уточьей башни влияние голландской архитектуры.
Башня имеет восьмигранную форму и богато украшена поясками, лопатками и фигурными бойницами. Венчает сооружение красно-белая надстройка из кирпича и белого камня, эта надстройка придает необычный вид всему сооружению и представляет значительный интерес как художественном, так и в конструктивном отношении. Равная по высоте всему нижнему объему башни, надстройка состоит из четырех ярусов и увенчана небольшим барабаном с каменной утицей на высоком шпиле.
По преданию, Петр I во время своих приездов в Троицкую обитель любил с этой башни стрелять уток на Белом пруду, расположенном неподалеку за монастырскими стенами. В память об этом якобы и была укреплена на шпиле башни каменная фигурка утицы, которую раньше покрывали позолотой. Есть также несколько другой вариант этой легенды: в петровское время на башне уже была утица, и государь стрелял по ней для развлечения.
Исследователи обращают внимание на то, что надстройка Уточьей башни имеет определенное сходство с башней Новой ратуши голландского города Маастрихта, возведенной архитектором Питером Постом в 1659-1664 годах. Правда, башня маастрихтской ратуши выстроена из дерева и увенчана крупным шаром с фигурой летящего ангела на тонком шпиле. Питер Пост, один из ведущих голландских архитекторов того времени, издал серию гравюр с изображением зданий, выстроенных по его проектам; альбом таких гравюр имеется в библиотеке Петра I (Рукописный отдел библиотеки РАН в Санкт-Петербурге). В этом альбоме, кроме гравюр с маастрихтской ратушей, есть также чертежи Эваненбурга (Лебединого замка); его башню венчает граненый шпиль с сидящей на нем птицей, как у Уточьей башни.
Возможно, русским зодчим, приступившим к надстройке одной из башен Троицкой крепости, был показан для примера альбом с образцами подобных сооружений из государственной библиотеки (известна любовь Петра I к Голландии и ко всему голландскому, в частности к архитектуре). Но мотивы европейских построек были творчески переработаны отечественными мастерами и обогащены их собственным опытом. Русские мастера очень талантливо и умело интерпретировали мотивы указанных им иноземных образцов, но не в дереве, а в кирпиче и камне и создали свое вполне оригинальное произведение архитектуры, украсившее ансамбль древних сооружений Троице-Сергиево монастыря.
В облике Уточьей башни удивительным образом сочетается неприступная мощь и праздничная нарядность, это делает ее не только прекрасным украшением архитектурного ансамбля Лавры, но выдающимся памятником русского зодчества XVII столетия.