Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Тула. Прогулка по Менделеевскому поселку. Часть-1. Трамвайное кольцо

Трамвайное кольцо (линейная станция) Менделеевский поселок - самое крупное трамвайное кольцо в городе. Ранее оно имело аж девять трамвайных путей, четыре на посадочной площадке, и пять на противоположной стороне, из которых два вели на канавы.

Трамваев стало меньше, вагон 71-619КТ № 81 отправился в путь по маршруту 12
Трамваев стало меньше, вагон 71-619КТ № 81 отправился в путь по маршруту 12
Слева видна "тропинка", это разобранный путь на канаву
Слева видна "тропинка", это разобранный путь на канаву
Справа остатки разобранного пути на канаву
Справа остатки разобранного пути на канаву
Веер на противоположной стороне от посадочной площадки полностью пустой, ни одного вагона
Веер на противоположной стороне от посадочной площадки полностью пустой, ни одного вагона
Веер на противоположной стороне от посадочной площадки полностью пустой, ни одного вагона, а пути зарастают травой
Веер на противоположной стороне от посадочной площадки полностью пустой, ни одного вагона, а пути зарастают травой
Веер на противоположной стороне от посадочной площадки полностью пустой, ни одного вагона
Веер на противоположной стороне от посадочной площадки полностью пустой, ни одного вагона
Справа неиспользуемый путь
Справа неиспользуемый путь
Справа заросший неиспользуемый путь
Справа заросший неиспользуемый путь
Остатки линии на Косую Гору, стрелка, здесь трамваи с Косой Горы вливались в общую сеть
Остатки линии на Косую Гору, стрелка, здесь трамваи с Косой Горы вливались в общую сеть

С Менделеевского поселка можно было уехать как в город, так и на Косую Гору, куда ходил 4 маршрут. Линия была нестандартной для Тулы, однопутка с двумя разъездами.

Путевое развитие линейной станции Менделеевский поселок позволяло использовать его в качестве временного минидепо на случай чрезвычайных ситуаций, когда, например, трамвайное депо могло оказаться отрезанным от сети.

В советские годы, даже в 90-е и первые нулевые здесь кипела жизнь. В лучшие годы здесь оборачивались все маршруты прежнего первого депо - 1,2,4,5,12,14, кроме того здесь заканчивался 13 маршрут второго депо, а по 1985 год включительно и 16 маршрут, который также обслуживался вторым депо (ранее он был 20).

Видны  остатки бывшей линии на Косую Гору, шпалы
Видны остатки бывшей линии на Косую Гору, шпалы
Видны  остатки бывшей линии на Косую Гору, шпалы
Видны остатки бывшей линии на Косую Гору, шпалы
Видны  остатки бывшей линии на Косую Гору, шпалы
Видны остатки бывшей линии на Косую Гору, шпалы
Тут начиналась линия на Косую Гору
Тут начиналась линия на Косую Гору

Сокращения начались еще в 90-е, первоначально перестали прибывать трамваи второго депо, маршрут 13 был укорочен до Перекопа, а вскоре и закрыт. Вернулись вагоны 13 маршрута на Менделеевский поселок в 2015 году. А до того тульский трамвай успел ужаться так, что самое крупное трамвайное кольцо города принимало лишь вагоны двух маршрутов 12 и 14. Единичка, двойка были отменены, пятерка сокращена до Перекопа и тоже отменена, 4 маршрут был закрыт в связи с ликвидацией трамвайного движения на Косую Гору в 2008 году.

На переднем плане справа заброшенный путь
На переднем плане справа заброшенный путь
Кольцо, вид сзади, хоть какое-то оживление, целых 4 состава, но надо сказать без систем из двух вагонов, без казалось вечных чешских старых круглых Т-3 лицо тульского трамвая стало иным
Кольцо, вид сзади, хоть какое-то оживление, целых 4 состава, но надо сказать без систем из двух вагонов, без казалось вечных чешских старых круглых Т-3 лицо тульского трамвая стало иным
Кольцо, хоть какое-то оживление, целых 4 состава, но надо сказать без систем из двух вагонов, без казалось вечных чешских старых круглых Т-3 лицо тульского трамвая стало иным
Кольцо, хоть какое-то оживление, целых 4 состава, но надо сказать без систем из двух вагонов, без казалось вечных чешских старых круглых Т-3 лицо тульского трамвая стало иным
Посадочные платформы, раньше пассажиров здесь было больше
Посадочные платформы, раньше пассажиров здесь было больше
Путь из города
Путь из города
Кольцо, хоть какое-то оживление, целых 4 состава, но надо сказать без систем из двух вагонов, без казалось вечных чешских старых круглых Т-3 лицо тульского трамвая стало иным
Кольцо, хоть какое-то оживление, целых 4 состава, но надо сказать без систем из двух вагонов, без казалось вечных чешских старых круглых Т-3 лицо тульского трамвая стало иным
Разобранный путь на Косую Гору
Разобранный путь на Косую Гору
Виден (справа) остаток пути на Косую Гору
Виден (справа) остаток пути на Косую Гору

Сейчас на кольце оборачивается три маршрута 12,13,14. Пути на канавы разобраны, разобраны также пути со стороны Косой Горы. Остальное кольцо постепенно зарастает травой, со стороны канав раньше отстаивались вагоны, ныне там пусто. Иной раз на кольце находится 1-2 вагона, иногда немного больше. А ведь еще в 90-е, здесь были заняты все 4 пути на посадочной площадке, отстаивались вагоны напротив. Здесь была как говорится активная трамвайная жизнь.

Линейная станция Менделеевский поселок в 2004 году, словно иной мир, толпы пассажиров, море трамваев и чешские круглые "Татры" Т-3, фото Владислав Прудников
Линейная станция Менделеевский поселок в 2004 году, словно иной мир, толпы пассажиров, море трамваев и чешские круглые "Татры" Т-3, фото Владислав Прудников

А сейчас заметны элементы запустения. По самому большому трамвайному кольцу города видно, насколько сдал за последние десятилетия тульский трамвай свои позиции...

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора.

Другие материалы канала о городе Тула:

Немного мыслей про развитие Тулы, возрождение и сохранение старого города

Сентябрьская прогулка по станции «Козлова засека»

Ясная Поляна зимой. Туристические места России

-23