Найти тему
Territorio mentis

Лично уничтожили от 300 до 600 солдат и офицеров противника, а Звезды Героя Советского Союза не удостоились

Ошибочно было бы полагать, что снайперы РККА бились с неприятелем исключительно из укрытия. Состоя в составе пехотных подразделений,они в случае необходимости выполняли функции обычных пехотинцев: так же как другие шли в атаку и штурмовали немецкие укрепления. В этих ситуациях иногда приходилось брать
в руки автомат, а за голенищем обязательно иметь нож на случай рукопашной. И если, стоя в обороне, стрелок посылал пулю точно в цель – в его специальной снайперской книжке командир роты делал отметку о ликвидированном фашисте. Однако когда снайпер участвовал
в наступлении и продолжал убивать врагов, в личный счёт ему это не шло.

Дело в том, что ещё летом 1943-го на совещании у заместителя председателя Совнаркома Климента Ворошилова было принято решение о строгом учёте результатов снайперской работы. После этого для отметки в солдатской книжке и в ротных и полковых «Журналах учёта боевой деятельности снайперов» требовалось как минимум два свидетеля, способных подтвердить результат точного выстрела. Поэтому для объективного определения вражеских потерь снайперы либо работали в паре, либо их сопровождал на задании специальный наблюдатель. В случае отсутствия таковых факт удачной «охоты» могли засвидетельствовать документы убитого солдата или офицера противника, принесённые снайпером. А в горячке наступательного боя учёт уничтоженных врагов вести было некогда, да и некому.

Впрочем, эффективность работы метких стрелков определялась не только количеством потерь в рядах противника, но и степенью его психологического изматывания и деморализации.

Снайпер 203-й стрелковой дивизии (3-й Украинский фронт) старший сержант Иван Петрович Меркулов на огневой позиции
Снайпер 203-й стрелковой дивизии (3-й Украинский фронт) старший сержант Иван Петрович Меркулов на огневой позиции

Вот какие строки частенько встречались в дневниках и письмах убитых солдат и офицеров вермахта: «Русский снайпер – это что-то очень ужасное, от него не скроешься нигде! В траншеях нельзя поднять голову. Малейшая неосторожность – и сразу получишь пулю между глаз... Только в темноте можно чувствовать себя в безопасности».

О том, насколько близки эти утверждения к истине, может свидетельствовать один из множества случаев. 1944 год, Карельский перешеек. Капрал финской армии Лаури Коскела, в прошлом чемпион Олимпийских игр 1936 года в Берлине по борьбе, недавно вернулся на фронт после госпиталя. 3 августа он сидел в траншее и читал письмо от жены. Неожиданный порыв ветра вырвал из рук лист бумаги, и он осел на бруствер. Коскела привстал и потянулся за письмом, но в ту же секунду упал замертво. Пуля советского снайпера угодила ему в голову.

Вообще специальность снайпера на войне предполагала инициативность и творческий подход. Перед стрелком ставилась боевая задача, а как её выполнить полностью зависело от его решений. И они подчас были совершенно неожиданными.

Музейная экспозиция
Музейная экспозиция

К примеру, в декабрьском номере газеты «Красная Звезда» (1943 г.) была описана необычная снайперская дуэль, в которой участвовал старший сержант 168-й стрелковой дивизии Ахат Ахметьянов. Однажды он выследил немецкого снайпера. Но поразить его не мог, так как тот находился за бронированным щитом. Тогда Ахметьянов ночью пробрался к опустевшей вражеской позиции, зарыл рядом с ней мину от ротного миномёта, а на слегка торчащем из земли взрывателе прикрепил крохотный клочок белой бумаги. И когда на рассвете немец вновь расположился за щитком, советский снайпер выстрелил в бумажку. Пуля разбила взрыватель, и тут уже щит не уберёг немца от взрыва.

Были случаи, когда красноармейцы поражали из винтовки низколетящие самолёты, попадали в смотровую щель танков, били зажигательным патроном по подводе или машине с боеприпасами, выслеживали старших и высших офицеров неприятеля.

Снайперы подразделения старшего лейтенанта Ф.Д. Лунина ведут залповый огонь по самолетам противника
Снайперы подразделения старшего лейтенанта Ф.Д. Лунина ведут залповый огонь по самолетам противника

Однако, к сожалению, не все подвиги снайперов нашли своё отражение
в наградных листах. Какой-либо системы для их поощрения не существовало. В одних частях меткого бойца награждали орденом Красной Звезды за 20-40 уничтоженных врагов, в других – за 50-80 ликвидированных солдат и офицеров противника давали лишь медаль
«За Отвагу». Да и к званию Героя Советского Союза снайперов представляли незаслуженно редко. Достаточно сказать, что половина снайперов, уничтоживших от 300 до 600 врагов, его не получила. Так же Героем Советского Союза не стал уже упоминавшийся «снайпер №1» Михаил Сурков, чей боевой счёт перевалил за семь сотен.

Снайпер Михаил Сурков
Снайпер Михаил Сурков

Но абсолютно точно можно сказать, что в глазах потомков отсутствие высоких наград и званий ничуть не умаляет значение подвига этих мужественных людей, которые день за днём, выстрел за выстрелом приближали необходимую, как воздух, Победу.

Другие публикации этой серии:

-6

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц