Найти тему
Николай Кулаков

Как военные велосипедисты захватывали города и отбивали атаки кавалерии?


Французские футурологи в конце 19 века  еще не представляли, насколько кровавым окажется следующее столетия. Но  они прогнозировали новые войны как борьбу стальных монстров, которые  заменят привычные для того времени войска. Кавалерию 20-го столетия  заглядывавшие в грядущее графики изображали верхом на… велосипедах.  Полчища велосипедистов нажимали на педали, мчась в атаку и выставив  вперед пики. Точно так в сомкнутом строю атаковали еще в наполеоновские  войны кирасиры или уланы.Впервые опробовали велосипеды как средство передвижения солдаты франко-прусской войны.  В 1870 году французы организовывали небольшие отряды мобильных  разведчиков-самокатчиков, которые могли оперативно доставлять донесения в  штабы. К началу 20-го века в армии Франции служили три тысячи  самокатчиков. От французов новое средство передвижения переняли русские,  англичане, немцы.Самокатчики русской армии на параде под Белостоком. 1897-ой год. Перед фронтом строя проезжает генерал Плюцинский.Британцы  снабдили в 1895 году  стрелков  Брайтона  "пауками" (велосипедами  с большим передним колесом).  Велосипедисты успешно отражали атаки бурской кавалерии в 1899-1902 годах  в Африке.Велотранспорт имел неоспоримые преимущества. К его достоинствам военные эксперты относили:-- отсутствие шума, никаких ревущих моторов;
-- не нужно фуража, ветеринаров, водопоев;
-- высокая скорость передвижения;
-- мобильность, легкость в транспортировке.
Французский офицер Анри Жерар впервые в  мире придумал компактный  складной велосипед, который можно было  переносить за спиной. При занятии боевого рубежа самокатчик падал и мог,  не снимая ноши, стрелять из ружья.Велосипед Columbia Model 40 с пристроенном на нем пулемётом Кольт-Браунинг М1985, США, 1890-е годы.В первую мировую до подобных атак  велосипедистов дело не дошло. Но двухколесные педальные машины прижились  в войсках разных стран. Даже парады и смотры устраивали перед выездом  самокатчиков (так назывались велосипедные войска) на позиции. Генералы,  принимавшие доклады командиров на смотрах, тоже колесили на велосипедах,  придерживая на боку сабли. В русской армии в Великой войне сражалось до  25 велосипедных рот. Не меньше солдат-велосипедистов насчитывалось в  армиях Франции, Германии, Англии.Велосипеды оказались очень скоро  незаменимым компактным средством для транспортировки не только солдат,  но и грузов, раненых. Стали  устанавливать станковые пулеметы на  велоповозки. Прислуга пулеметов крутила педали, перемещая грозное оружие  по полю боя. Разведчики выезжали на самокатах в дозоры, почтальоны и  фельдъегеря развозили донесения и письма. Поднаторевшие самокатчики  русской армии, как было подмечено, могли разгоняться до скорости в 20  верст в час и преодолевать до сотни верст в сутки.С 1912 года в итальянской армии был принят на вооружение складной велосипед Bianchi Model 1912 military cycle.К раме пристроили винтовку, пару переметных сум. А еще и пулемет приспособили.Самокатчики всех армий получали примерно  одинаковый комплект вооружения. Винтовка, гранаты, штык-ножи,  пистолеты. Часть снаряжения и вооружения крепилась к раме велосипеда,  как ранее делалось в кавалерии.  С 1913 года  русский Генштаб  стал  заботиться о централизованном снабжении частей велотранспортом. Для  нужд  армии поставляли продукцию крупнейшие производители велосипедов --  московская  фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко, рижское предприятие   «Россия» А. Лейтнера и  ревельский завод «Матадор».  Неудачей   завершилась попытка принять на вооружение велосипеды французской фирмы  «Peugeot». Их так и не смогли приспособить к российским дорогам,  пришлось заменять французские машины российскими.Из самых удачных русских конструкций  велосипедов можно выделить  аппарат А. Базилевского,  который отличался  высокой надежностью, быстро складывался. В 1916 году развернулось   производство модернизированных военных велосипедов «Дукс боевой». К  концу 1917-го в российской армии состояло на вооружении свыше 3500  самокатов этой марки.Перемещение орудия самокатчиком швейцарской армииНе остановилось использование  велосипедов на войне и после первой мировой войны. Для повышения  мобильности складные модели выдавались английским и немецким  десантникам. При захвате острова Крит гитлеровские десантники  пользовались этими педальными машинами, колеся по греческим дорогам на  позиции. Велосипеды помогли и японцам захватить Китай. В Поднебесную в  1930-х голах вторглись свыше 50 тысяч японских самокатчиков. Финские  войска успешно применяли велотранспорт для переброски групп снайперов в  ходе Зимней войны с Советским Союзом. Польские велосипедисты 25  Великопольского уланского полка проявили мужество и храбрость при  отражении атак немцев   при Краснобруде осенью 1939 года.Самокатчик в РККАА вот в  Красной армии  специализированных велосипедных подразделений не сформировали. Советские  военачальники  считали велотранспорт устаревшим и малофункциональным. В  современных армиях велосипеды и сегодня в ходу. В частности, армия США применяла в Иракской кампании велотранспорт с усиленными рамами.  Надежная модель Montague Paratrooper. Бацки из алюминия могут перевозить  до двух центнеров полезного груза.
Французские футурологи в конце 19 века еще не представляли, насколько кровавым окажется следующее столетия. Но они прогнозировали новые войны как борьбу стальных монстров, которые заменят привычные для того времени войска. Кавалерию 20-го столетия заглядывавшие в грядущее графики изображали верхом на… велосипедах. Полчища велосипедистов нажимали на педали, мчась в атаку и выставив вперед пики. Точно так в сомкнутом строю атаковали еще в наполеоновские войны кирасиры или уланы.Впервые опробовали велосипеды как средство передвижения солдаты франко-прусской войны. В 1870 году французы организовывали небольшие отряды мобильных разведчиков-самокатчиков, которые могли оперативно доставлять донесения в штабы. К началу 20-го века в армии Франции служили три тысячи самокатчиков. От французов новое средство передвижения переняли русские, англичане, немцы.Самокатчики русской армии на параде под Белостоком. 1897-ой год. Перед фронтом строя проезжает генерал Плюцинский.Британцы  снабдили в 1895 году  стрелков Брайтона  "пауками" (велосипедами  с большим передним колесом). Велосипедисты успешно отражали атаки бурской кавалерии в 1899-1902 годах в Африке.Велотранспорт имел неоспоримые преимущества. К его достоинствам военные эксперты относили:-- отсутствие шума, никаких ревущих моторов; -- не нужно фуража, ветеринаров, водопоев; -- высокая скорость передвижения; -- мобильность, легкость в транспортировке. Французский офицер Анри Жерар впервые в мире придумал компактный  складной велосипед, который можно было переносить за спиной. При занятии боевого рубежа самокатчик падал и мог, не снимая ноши, стрелять из ружья.Велосипед Columbia Model 40 с пристроенном на нем пулемётом Кольт-Браунинг М1985, США, 1890-е годы.В первую мировую до подобных атак велосипедистов дело не дошло. Но двухколесные педальные машины прижились в войсках разных стран. Даже парады и смотры устраивали перед выездом самокатчиков (так назывались велосипедные войска) на позиции. Генералы, принимавшие доклады командиров на смотрах, тоже колесили на велосипедах, придерживая на боку сабли. В русской армии в Великой войне сражалось до 25 велосипедных рот. Не меньше солдат-велосипедистов насчитывалось в армиях Франции, Германии, Англии.Велосипеды оказались очень скоро незаменимым компактным средством для транспортировки не только солдат, но и грузов, раненых. Стали  устанавливать станковые пулеметы на велоповозки. Прислуга пулеметов крутила педали, перемещая грозное оружие по полю боя. Разведчики выезжали на самокатах в дозоры, почтальоны и фельдъегеря развозили донесения и письма. Поднаторевшие самокатчики русской армии, как было подмечено, могли разгоняться до скорости в 20 верст в час и преодолевать до сотни верст в сутки.С 1912 года в итальянской армии был принят на вооружение складной велосипед Bianchi Model 1912 military cycle.К раме пристроили винтовку, пару переметных сум. А еще и пулемет приспособили.Самокатчики всех армий получали примерно одинаковый комплект вооружения. Винтовка, гранаты, штык-ножи, пистолеты. Часть снаряжения и вооружения крепилась к раме велосипеда, как ранее делалось в кавалерии.  С 1913 года  русский Генштаб  стал заботиться о централизованном снабжении частей велотранспортом. Для нужд  армии поставляли продукцию крупнейшие производители велосипедов -- московская  фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко, рижское предприятие  «Россия» А. Лейтнера и  ревельский завод «Матадор».  Неудачей  завершилась попытка принять на вооружение велосипеды французской фирмы «Peugeot». Их так и не смогли приспособить к российским дорогам, пришлось заменять французские машины российскими.Из самых удачных русских конструкций велосипедов можно выделить  аппарат А. Базилевского,  который отличался высокой надежностью, быстро складывался. В 1916 году развернулось  производство модернизированных военных велосипедов «Дукс боевой». К концу 1917-го в российской армии состояло на вооружении свыше 3500 самокатов этой марки.Перемещение орудия самокатчиком швейцарской армииНе остановилось использование велосипедов на войне и после первой мировой войны. Для повышения мобильности складные модели выдавались английским и немецким десантникам. При захвате острова Крит гитлеровские десантники пользовались этими педальными машинами, колеся по греческим дорогам на позиции. Велосипеды помогли и японцам захватить Китай. В Поднебесную в 1930-х голах вторглись свыше 50 тысяч японских самокатчиков. Финские войска успешно применяли велотранспорт для переброски групп снайперов в ходе Зимней войны с Советским Союзом. Польские велосипедисты 25 Великопольского уланского полка проявили мужество и храбрость при отражении атак немцев   при Краснобруде осенью 1939 года.Самокатчик в РККАА вот в  Красной армии специализированных велосипедных подразделений не сформировали. Советские военачальники  считали велотранспорт устаревшим и малофункциональным. В современных армиях велосипеды и сегодня в ходу. В частности, армия США применяла в Иракской кампании велотранспорт с усиленными рамами. Надежная модель Montague Paratrooper. Бацки из алюминия могут перевозить до двух центнеров полезного груза.