Как военные велосипедисты захватывали города и отбивали атаки кавалерии?
11 прочтений
18 сентября 202018 сен 2020
Французские футурологи в конце 19 века еще не представляли, насколько кровавым окажется следующее столетия. Но они прогнозировали новые войны как борьбу стальных монстров, которые заменят привычные для того времени войска. Кавалерию 20-го столетия заглядывавшие в грядущее графики изображали верхом на… велосипедах. Полчища велосипедистов нажимали на педали, мчась в атаку и выставив вперед пики. Точно так в сомкнутом строю атаковали еще в наполеоновские войны кирасиры или уланы.Впервые опробовали велосипеды как средство передвижения солдаты франко-прусской войны. В 1870 году французы организовывали небольшие отряды мобильных разведчиков-самокатчиков, которые могли оперативно доставлять донесения в штабы. К началу 20-го века в армии Франции служили три тысячи самокатчиков. От французов новое средство передвижения переняли русские, англичане, немцы.Самокатчики русской армии на параде под Белостоком. 1897-ой год. Перед фронтом строя проезжает генерал Плюцинский.Британцы снабдили в 1895 году стрелков Брайтона "пауками" (велосипедами с большим передним колесом). Велосипедисты успешно отражали атаки бурской кавалерии в 1899-1902 годах в Африке.Велотранспорт имел неоспоримые преимущества. К его достоинствам военные эксперты относили:-- отсутствие шума, никаких ревущих моторов;
-- не нужно фуража, ветеринаров, водопоев;
-- высокая скорость передвижения;
-- мобильность, легкость в транспортировке.
Французский офицер Анри Жерар впервые в мире придумал компактный складной велосипед, который можно было переносить за спиной. При занятии боевого рубежа самокатчик падал и мог, не снимая ноши, стрелять из ружья.Велосипед Columbia Model 40 с пристроенном на нем пулемётом Кольт-Браунинг М1985, США, 1890-е годы.В первую мировую до подобных атак велосипедистов дело не дошло. Но двухколесные педальные машины прижились в войсках разных стран. Даже парады и смотры устраивали перед выездом самокатчиков (так назывались велосипедные войска) на позиции. Генералы, принимавшие доклады командиров на смотрах, тоже колесили на велосипедах, придерживая на боку сабли. В русской армии в Великой войне сражалось до 25 велосипедных рот. Не меньше солдат-велосипедистов насчитывалось в армиях Франции, Германии, Англии.Велосипеды оказались очень скоро незаменимым компактным средством для транспортировки не только солдат, но и грузов, раненых. Стали устанавливать станковые пулеметы на велоповозки. Прислуга пулеметов крутила педали, перемещая грозное оружие по полю боя. Разведчики выезжали на самокатах в дозоры, почтальоны и фельдъегеря развозили донесения и письма. Поднаторевшие самокатчики русской армии, как было подмечено, могли разгоняться до скорости в 20 верст в час и преодолевать до сотни верст в сутки.С 1912 года в итальянской армии был принят на вооружение складной велосипед Bianchi Model 1912 military cycle.К раме пристроили винтовку, пару переметных сум. А еще и пулемет приспособили.Самокатчики всех армий получали примерно одинаковый комплект вооружения. Винтовка, гранаты, штык-ножи, пистолеты. Часть снаряжения и вооружения крепилась к раме велосипеда, как ранее делалось в кавалерии. С 1913 года русский Генштаб стал заботиться о централизованном снабжении частей велотранспортом. Для нужд армии поставляли продукцию крупнейшие производители велосипедов -- московская фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко, рижское предприятие «Россия» А. Лейтнера и ревельский завод «Матадор». Неудачей завершилась попытка принять на вооружение велосипеды французской фирмы «Peugeot». Их так и не смогли приспособить к российским дорогам, пришлось заменять французские машины российскими.Из самых удачных русских конструкций велосипедов можно выделить аппарат А. Базилевского, который отличался высокой надежностью, быстро складывался. В 1916 году развернулось производство модернизированных военных велосипедов «Дукс боевой». К концу 1917-го в российской армии состояло на вооружении свыше 3500 самокатов этой марки.Перемещение орудия самокатчиком швейцарской армииНе остановилось использование велосипедов на войне и после первой мировой войны. Для повышения мобильности складные модели выдавались английским и немецким десантникам. При захвате острова Крит гитлеровские десантники пользовались этими педальными машинами, колеся по греческим дорогам на позиции. Велосипеды помогли и японцам захватить Китай. В Поднебесную в 1930-х голах вторглись свыше 50 тысяч японских самокатчиков. Финские войска успешно применяли велотранспорт для переброски групп снайперов в ходе Зимней войны с Советским Союзом. Польские велосипедисты 25 Великопольского уланского полка проявили мужество и храбрость при отражении атак немцев при Краснобруде осенью 1939 года.Самокатчик в РККАА вот в Красной армии специализированных велосипедных подразделений не сформировали. Советские военачальники считали велотранспорт устаревшим и малофункциональным. В современных армиях велосипеды и сегодня в ходу. В частности, армия США применяла в Иракской кампании велотранспорт с усиленными рамами. Надежная модель Montague Paratrooper. Бацки из алюминия могут перевозить до двух центнеров полезного груза.