Зачем был придуман кельтский обычай сжигать на кострах живых людей?
18 сентября 202018 сен 2020
19
Племена кельтов, наводившие ужас на римлян, не начинали военных походов, пока боги не были задобрены обильными жертвами. К алтарям приводили скот, приносили оправленное в золото оружие. Но самыми лучшими жертвами, по мнению кельтский жрецов, были люди. Человеческие жертвоприношения совершались в священных рощах. Возможно, такой обычай был заимствован у древних германцев. Народы Центральной Европы практиковали подобное и в раннем средневековье, после падения Римской империи.В качестве жертв выбирались соплеменники выбирали преступников или захваченных на войне чужаков. Им отрубали голову, конечности, которые потом развешивались на ветвях священных деревьев. Считалось, что чем дольше провисит на ветке отрубленная рука или нога, тем большим будет благоволение богов. Небесные силы дадут больше пшеницы и плодов в садах. А воинов на боевой тропе будет ожидать победа.Кельтский ритуал -- приношение пленника в жертву богамУвидеть священную рощу кельтов было очень легко с дальнего расстояния. Над ней всегда кружились хищные птицы. Стаи ворон расклевывали падаль, останки никто не хоронил. У подножия могучих дубов белели человеческие черепа и кости. Путешественники, посещавшие кельтские страны, содрогались от одного вида подобных святилищ.О человеческих жертвоприношениях у кельтов писал Гай Юлий Цезарь в своих “Записках о галльской войне”. Возможно, это труд сомнителен с точки зрения объективности. Цезарь задумывал свою книгу как оружие пиара, с помощью которого оправдывал необходимую жестокость при покорении нового жизненного пространства для римлян. Кроме того, полководец старался широко разрекламировать собственные заслуги, проницательность и мудрость при ведении военной кампании. Конечно, без очернения врагов тут было никак не обойтись.Однако известно, что кельты в своей жизни руководствовались решениями, которые вырабатывала Карнутская ассамблея. Так называлось собрание влиятельных друидов, которое решало вопросы войны и мира, выкупа сородичей. Попавших в неволю к неприятелю, заключения межплеменных наступательных и оборонительных союзов. Необходимым условием ассамблеи были торжества, на которых исполнялись обряды поклонения главным богам кельтов.Диодор писал, что жертвами становились преступники, томившиеся в заключении на протяжении пяти лет. Часть таких узников убивали, сажая на заостренный кол. Обычно такие жертвы приносили ежегодно, в день летнего солнцестояния. Тогда же пылали жертвенные костры. Страбон указывал, что кельты верили: многочисленность сжигаемых жертв обеспечит богатый урожай. С ним согласен и римский писатель Варрон. В связи с этим, возможно, кельты никогда не обменивали пленников, но приносили их в жертву, а вместе с ними и доставшихся им в качестве военных трофеев животных.Процессия друидов перед кельтским жертвоприношениемОдной из форм человеческих жертвоприношений был ритуальный костер, на котором сжигали пленников или приговоренных к страшному ритуалу преступников. Кельты плели из прутьев ивы громадные клетки, которые делали в форме человеческой фигуры. В них набивались люди, клетки обкладывали хворостом и сеном, соломой, а затем все это громоздкое сооружение поджигали. Цезарь отмечал, что кельты верили: богам угодно видеть перед собой воров и мошенников. Если не хватало пленных и преступников, то друиды приказывали сжигать тех, кого выбирали в племенах по жребию.О сжигании людей для получения милости богов упоминает античный автор Страбон. Есть упоминания о жутком обычае у Диодора Сицилийского и Лукана. В средние века традиция трансформировалась в костры, на которых предавали огню колдунов и еретиков. Возможно, средневековые люди верили, что господу будет угодно видеть на небе души сожженных грешников, как некогда кельтские боги жаждали несчастных, обреченных на костер.Кельтское святилищеОдним сжиганием жертв на кострах кельты не ограничивались. Практиковались и другие приемы умерщвления. Пленников могли заколоть клинком, задушить веревкой, забить дубиной, утопить. Для получения милости от божества Тараниса лучше было сжечь человека. А вот божество Тевтат требовало удушения жертв, как древесный бог Езус, по мнению друидов, радовался повешенным.Но друид использовали человеческую плоть не только для задабривания божественных сил. По внутренностям человеческих жертв они предсказывали будущее. Римляне держали для таких целей кур и баранов. Тацит говорит о том, как друиды держали совет с богами, произнося заклинания над телами с распоротыми животами и содрогающимися в предсмертных конвульсиях. Для вскрытия живота жертвы наносился короткий удар мечом сверху вниз. На события близкого будущего указывали конвульсии умирающего на алтаре.Жрица кельтовПрактика приношения людей в жертву богам была запрещена римлянами в 40 году. Обряд стал символическим. Друид ударял по телу приведенного к месту обряда человеку, брал несколько капель крови. Этого было достаточно, чтобы засвидетельствовать почтение богам. Причем римляне добивались внедрения такой практики насильно, не останавливаясь даже перед вырубками священных рощ и избиением упорствующих друидов.Не все просто обстояло с жертвоприношениями в Британии. Здесь римляне столкнулись не только с сильным сопротивлением местных кельтов, но и с непринятием друидами новой практики жертвоприношений. Все британские кельты уводили пленников в дикие места, где рубили их мечами или топили в реках и озерах. Считается, что человеческие жертвоприношения были окончательно прекращены у британских кельтов только к концу первого века
Племена кельтов, наводившие ужас на римлян, не начинали военных походов, пока боги не были задобрены обильными жертвами. К алтарям приводили скот, приносили оправленное в золото оружие. Но самыми лучшими жертвами, по мнению кельтский жрецов, были люди. Человеческие жертвоприношения совершались в священных рощах. Возможно, такой обычай был заимствован у древних германцев. Народы Центральной Европы практиковали подобное и в раннем средневековье, после падения Римской империи.В качестве жертв выбирались соплеменники выбирали преступников или захваченных на войне чужаков. Им отрубали голову, конечности, которые потом развешивались на ветвях священных деревьев. Считалось, что чем дольше провисит на ветке отрубленная рука или нога, тем большим будет благоволение богов. Небесные силы дадут больше пшеницы и плодов в садах. А воинов на боевой тропе будет ожидать победа.Кельтский ритуал -- приношение пленника в жертву богамУвидеть священную рощу кельтов было очень легко с дальнего расстояния. Над ней всегда кружились хищные птицы. Стаи ворон расклевывали падаль, останки никто не хоронил. У подножия могучих дубов белели человеческие черепа и кости. Путешественники, посещавшие кельтские страны, содрогались от одного вида подобных святилищ.О человеческих жертвоприношениях у кельтов писал Гай Юлий Цезарь в своих “Записках о галльской войне”. Возможно, это труд сомнителен с точки зрения объективности. Цезарь задумывал свою книгу как оружие пиара, с помощью которого оправдывал необходимую жестокость при покорении нового жизненного пространства для римлян. Кроме того, полководец старался широко разрекламировать собственные заслуги, проницательность и мудрость при ведении военной кампании. Конечно, без очернения врагов тут было никак не обойтись.Однако известно, что кельты в своей жизни руководствовались решениями, которые вырабатывала Карнутская ассамблея. Так называлось собрание влиятельных друидов, которое решало вопросы войны и мира, выкупа сородичей. Попавших в неволю к неприятелю, заключения межплеменных наступательных и оборонительных союзов. Необходимым условием ассамблеи были торжества, на которых исполнялись обряды поклонения главным богам кельтов.Диодор писал, что жертвами становились преступники, томившиеся в заключении на протяжении пяти лет. Часть таких узников убивали, сажая на заостренный кол. Обычно такие жертвы приносили ежегодно, в день летнего солнцестояния. Тогда же пылали жертвенные костры. Страбон указывал, что кельты верили: многочисленность сжигаемых жертв обеспечит богатый урожай. С ним согласен и римский писатель Варрон. В связи с этим, возможно, кельты никогда не обменивали пленников, но приносили их в жертву, а вместе с ними и доставшихся им в качестве военных трофеев животных.Процессия друидов перед кельтским жертвоприношениемОдной из форм человеческих жертвоприношений был ритуальный костер, на котором сжигали пленников или приговоренных к страшному ритуалу преступников. Кельты плели из прутьев ивы громадные клетки, которые делали в форме человеческой фигуры. В них набивались люди, клетки обкладывали хворостом и сеном, соломой, а затем все это громоздкое сооружение поджигали. Цезарь отмечал, что кельты верили: богам угодно видеть перед собой воров и мошенников. Если не хватало пленных и преступников, то друиды приказывали сжигать тех, кого выбирали в племенах по жребию.О сжигании людей для получения милости богов упоминает античный автор Страбон. Есть упоминания о жутком обычае у Диодора Сицилийского и Лукана. В средние века традиция трансформировалась в костры, на которых предавали огню колдунов и еретиков. Возможно, средневековые люди верили, что господу будет угодно видеть на небе души сожженных грешников, как некогда кельтские боги жаждали несчастных, обреченных на костер.Кельтское святилищеОдним сжиганием жертв на кострах кельты не ограничивались. Практиковались и другие приемы умерщвления. Пленников могли заколоть клинком, задушить веревкой, забить дубиной, утопить. Для получения милости от божества Тараниса лучше было сжечь человека. А вот божество Тевтат требовало удушения жертв, как древесный бог Езус, по мнению друидов, радовался повешенным.Но друид использовали человеческую плоть не только для задабривания божественных сил. По внутренностям человеческих жертв они предсказывали будущее. Римляне держали для таких целей кур и баранов. Тацит говорит о том, как друиды держали совет с богами, произнося заклинания над телами с распоротыми животами и содрогающимися в предсмертных конвульсиях. Для вскрытия живота жертвы наносился короткий удар мечом сверху вниз. На события близкого будущего указывали конвульсии умирающего на алтаре.Жрица кельтовПрактика приношения людей в жертву богам была запрещена римлянами в 40 году. Обряд стал символическим. Друид ударял по телу приведенного к месту обряда человеку, брал несколько капель крови. Этого было достаточно, чтобы засвидетельствовать почтение богам. Причем римляне добивались внедрения такой практики насильно, не останавливаясь даже перед вырубками священных рощ и избиением упорствующих друидов.Не все просто обстояло с жертвоприношениями в Британии. Здесь римляне столкнулись не только с сильным сопротивлением местных кельтов, но и с непринятием друидами новой практики жертвоприношений. Все британские кельты уводили пленников в дикие места, где рубили их мечами или топили в реках и озерах. Считается, что человеческие жертвоприношения были окончательно прекращены у британских кельтов только к концу первого века