Еще три года назад игроки гостиничного рынка боялись, что городу некуда будет селить туристов, хлынувших в Петербург на футбольные матчи, белые ночи, «алые паруса» и ПМЭФ. Сегодня это кажется фантастикой: загрузка российских гостиниц упала больше, чем в два раза, 22% из них вынуждены были закрыться навсегда. В зоне риска – арендный бизнес. Что делать инвесторам? Куда бежать и в какую корзину «перекладывать яйца»?
Кажется, гостиничный бизнес Петербурга еще никогда не переживал такого фиаско: закрытые границы и полупустой город даже в разгар белых ночей привели к тому, что 17% сертифицированных отелей вынуждены были закрыться, одни - на период ограничений, а другие - насовсем. В европейском рейтинге падения доходности гостиничного бизнеса культурная столица России стала безусловным лидером: в июне отели были заполнены всего на четверть.
Оставшиеся на плаву гостиницы выживают, как могут и надеются дотянуть до того тучного года, когда туристический поток вернется к «доковидным» объемам.
Кто-то оптимистично верит, что индустрия восстановится уже в следующем году. Но хорошо информированные эксперты ВТО (Всемирной туристской организации), говорят, что ожидать восстановления можно не раньше, чем через 4-5 лет после возвращения к нормальной жизни. Но миру до этого пока далеко: границы между Россией и большинством стран все еще закрыты для туристов.
Те, кто продолжают работать несмотря ни на что, делают ставку на внутренний туризм, и недоступность Европы в этом смысле петербургским отельерам даже на руку. Вот только рассчитывать на былую прибыль не приходиться. Ведь всем известно, что в мирные времена выручку отельерам делают не регионалы, а интуристы. Петербургские чиновники, курирующие туризм, подсчитали, что гости из зарубежья охотнее расстаются с деньгами, чем наши соотечественники. Первые тратят за время пребывания в Петербурге 38,5 - 45 тыс. рублей, а россияне – максимум 34,6 тыс. рублей. Ну а на фоне общего экономического спада и безработицы, вряд ли жители регионов будут готовы сорить деньгами на отдыхе…
Кажется, с этой сферой все понятно: о высокой доходности в традиционных гостиницах можно забыть.
Брать деньги и бежать. Но куда?
Какие варианты остаются у инвесторов, вложившихся в гостиничную сферу на фоне ее популярности? Можно вывести деньги и вложить их в производство масок с принтами ну или пойти по классике - купить квартиру и сдавать в долгосрочную аренду.
Вот только про масочный режим все уже забыли, и килотонны средств индивидуальной защиты пылятся ненужными на полках магазинов. Да и арендный бизнес сильно просел в доходности: предложение однушек и студий в Петербурге и на его окраинах за последние пару лет увеличилось в разы, и спроса явно не хватает, чтобы заполнить их все.
А когда пришла пандемия и многим стало сложно платить за жилье, арендодателям пришлось еще и урезать ставки. В среднем они упали на 15-30%. Если еще год назад за 20 тысяч можно было снять в лучшем случае чистенькую пустую однушку в двадцати минутах от метро, то сегодня за эти деньги собственники отдают квартирки с дизайнерским ремонтом в центре. Просто чтобы они не пустовали и приносили хоть какой-то доход.
Приведенные варианты сложно назвать инвестициями. Это скорее панические потуги хоть как-то заставить деньги работать, не особо вникая в итоговые финансовые показатели. Для тех, кто знает, что торопиться вредно и привык действовать с холодной головой, рассказываем про третий вариант.
Когда «прогибаться под изменчивый мир» не стыдно
Единственные, кто меньше остальных ощутил последствия пандемии на своих доходах – собственники апартаментов. Когда закончились туристы, управляющие компании стали предлагать номера для долгосрочной аренды местным жителям, причем под разные цели. Самоизолироваться после отпуска в Италии, отдохнуть от семьи, застрявшей с тобой в одной квартире или просто поработать в тишине, когда офис закрыт, а дома – филиал детского сада. Обычный гостиничный номер с этими целями бы вряд ли справился из-за своего ограниченного функционала. А вот апарты – легко, благодаря сочетанию преимуществ обычной квартиры и гостиничного сервиса. Так, например, в комплексе апарт-отелей VALO, загрузка в первые месяцы карантина составила 60% за счет гостей, заселившихся на долгий срок. А сегодня отель загружен уже на 98%, как в самый настоящий высокий сезон.
Приятные цены сразу перетянули спрос с обычных квартир в новостройках и на вторичке на полностью «упакованные» апарты: с современной бытовой техникой, высокоскоростным wi-fi, удобными планировками и стильным интерьером. Дополнительные фишки типа охраны, ресепшен, клининга, химчистки и прочих сервисов, позволяющих полностью освободить себя от забот о «бытовухе», стали козырем апартов. Арендаторы оценили и возможность избежать лишних контактов с собственником или риэлтором, сэкономить на комиссионных и при этом получить официальный договор аренды. Минус риски, плюс удобство.
Естественно, собственники также не остались в минусе. Выплаты по доходным программам приходили на счета, несмотря на «коронакризис», ведь апартаменты не простаивали, в отличие от гостиниц.
Пока отельеры считают потери, инвесторы VALO получают дивиденды:
- по программе VALO Garant - от 30 тыс. рублей
- по программе VALO Progressive - от 34 тыс. рублей
В период пандемии апартаменты максимально продемонстрировали преимущества «гибкого формата». Для того, чтобы переключить с краткосрочной аренды на длительную, не пришлось менять практически ничего, кроме разве что рекламных макетов. А после смягчения ограничений в апарты потянулись и соскучившиеся по путешествиям москвичи и жители регионов.
Таким образом, апартаменты оказались самым стойким к коронавирусу бизнесом, и, если пару лет назад еще были те, кто сомневался в этом формате, кризис показал кто есть кто. Ни одно яйцо, то есть ни одна инвестиция в апартаменты, не разбилась при падении экономики.
Узнать, какие доходные программы доступны сегодня в комплексе VALO, и сколько стоит вход в надежный туристический бизнес, можно на сайте проекта: https://valo-hotel.ru/