Несколько лет, начиная со школы, я выступаю на сцене: читаю стихи. Моя аудитория: от учителей школ до членов жюри всероссийских конкурсов. Сейчас замечаю, что перед выходом на сцену мне не хочется сбежать или забиться в угол. Волнение отходит даже не на второй - на последний план и не портит настрой перед выходом на сцену.
Все потому, что я выработала для себя алгоритм, в основе которого лежат дыхательная практика и, как ни странно, общение! Делюсь с вами своими открытиями.
Начнем с того, что разберемся, откуда возникает страх. Отвечу за себя: мне было страшно, что меня не поймут и что мое творчество никому не нужно. Такое ощущение появилось на школьных концертах. Обычно учеников на них «сгоняют», поэтому ребятам скучно и неинтересно. Они сидят с кислыми лицами, уже не ждут, что от громкой песни семиклассницы в кокошнике им будет весело.
Ты смотришь на них и думаешь: «Я что, должна кого-то развлекать?». От ощущения неловкости хочется спрятаться и попросить не объявлять мой номер. Было ощущение, что я шут. Но это чувство уходило, как только я поднималась на сцену и видела заинтересованные глаза тех, кто минуту назад сидел в телефоне. Так я начала бороться со своей трусостью.
Сразу отметаем страх, что тебя не поймут. Искусство, наука, бизнес — это сферы, которые, при правильной подаче, могут быть полезны и понятны для широкой аудитории. Твой зритель или слушатель никогда от тебя не уйдет. А если ты чувствуешь, что в зале сидят те, кому неинтересно и непонятно, тем важнее твое выступление. Возникает новая задача — показать, что сто человек до меня не заинтересовали, но именно я знаю, как обратить на себя внимание. Это прибавляет энергии, и ты чувствуешь азарт.
Вторая причина волнения — выход из зоны комфорта (как сейчас модно говорить). Первое, что ты замечаешь после выхода на сцену, — это тишина. Пока ты не начнешь, эта напряженная магия пустоты не рассеется. Ты начинаешь осознавать: наконец-то меня слушают, наконец-то я могу говорить и никто не будет перебивать. Но чтобы сделать над собой усилие и не стесняться сказать первое слово, за кулисами ты должен провести большую работу.
Ты видишь, что вокруг тебя люди, которые, как и ты, скоро выйдут на сцену. Смотришь на них и удивляешься — они такие спокойные, а меня словно током бьет. И начинаешь чувствовать себя не в своей тарелке. Как многие отмечают, хочется к маме или спрятаться под одеялом.
В такие моменты я вспоминаю песенку или стишок, который в детстве мне рассказывала бабушка. За этим произведением кроется мощная ассоциация из детства, где было спокойно и не было таких страхов. Я возвращаю свой комфорт и перестаю обращать на «уверенных» внимание. Концентрируюсь на себе и своей силе.
Третий действенный способ — общаться с людьми за сценой. Можно познакомиться с теми, кто участвуют в мероприятии и выходят на сцену, а можно поговорить с волонтерами или организаторами. Волонтеры — люди, которые, как это обычно бывает, с самого утра стоят за кулисами и следят за тем, чтобы все шло в правильном порядке.
Они тоже рано встают, возможно даже не обедают, их силы на исходе. Но на лице у них всегда улыбка. Переключись со своих переживаний, подойди к волонтеру. Поинтересуйся, как у него дела, не устал ли он, пошути, что скоро все закончится и можно будет выдохнуть.
Так ты перенесешь центр внимания с себя на другого человека, который, гарантирую вам, будет доволен вашим интересом. Беседа тебя отвлечет и от тревожных мыслей, и от постоянного повторения текста в голове. Сделай хорошее дело не только для себя, но и для тех, кто рядом!
#публичное выступление #сцена #страх сцены #волнение #советы начинающим