Босодзоку (яп. 暴走族 бо:со:дзоку, букв. «агрессивный гоночный клан») — полукриминальная субкультура байкеров, насчитывавшая в 2009 году более 42,5 тысяч человек. Босодзоку — одна из самых известных субкультур Японии. Она зародилась как гневный протест против послевоенного консерватизма, но позже переросла в нечто более обширное и странное...
Они появились как субкультура, состоящая из криминальных группировок лихачей-мотоциклистов, а вскоре часть Босодзоку перешла на автомобили. Впоследствии основная часть попыталась дистанцироваться от криминала, сохранив при этом «легальный» образ жизни «банд мотоциклистов» а, да. Именно на этом и ездили бандиты.
В начале 80-х движение Босодзоку сформировалось в особый вид тюнинга, в него вошло 5 основных стилистических направлений. Современные Босодзоку — это сочетание тех самых основных направлений и стилей. Хотя все еще встречаются образцы тюнинга в каком-то одном из классических стилей Босодзоку.
В этой статье мы разберем основные стили этого Японского тюнинг течения.
Shakotan
Дословно Shakotan (сяконтан) переводится как «минимальный клиренс». Этот термин появился после выхода манга-комикса «Shakotan Boogie», в котором главные герои ездили на экстремально низких автомобилях. Shakotan — своего рода японский вариант лоу-райдеров: автомобилей с заниженной подвеской. Данная особенность нередко влечет за собой ряд других изменений и доработок. В первую очередь это колеса Hippari (хиппари) (буквальный перевод — «растянутый»), а также увеличенный развал колес Oni-kyan (они-кян) («дьявольский развал») и волочащееся по асфальту кольцо на ремешке Tsurikawa (цурикава).
Yanky style
Название Yanky style говорит само за себя. Стиль основан на ярких цветах одежды «алоха» (гавайские рубашки). Подражавших этому стилю называли «янки». Почти всегда в окраске подобных автомобилей используются оттенки оранжевого (рыжего), белого и желтого цветов. Стиль предполагает заниженную посадку автомобиля. Так же неотъемлемой частью Yanky style являются подчеркнуто грубые накладки колёсных арок, за которыми скрываются широкие колеса.
Манга Shakotan Boogie, ставшая родоначальником стиля Shakotan также повлияла на создание еще одной ветви стиля Bosozoku - так называемого Yankee / Yanky / Yankii. Почему сразу три варианта написания? Да потому что японцы никак не определятся с тем, какое должно быть единственно верным.
В манге Shakotan Boogie был синий (чуть позже окрашенный в желтый) Nissan 240 S30Z с расширенными крыльями и надписью большими белыми буквами "Yanky Mate" на капоте.
Люди, которые начали копировать этот стиль, называют его Yanky style. Он практически идентичен стилю Shakotan за исключением широких колесных арок, но часто люди причисляют к стилю Yanky также автомобили со средней степенью модификации.
Другие люди говорят, что стиль Yanky пришел из 70-80х, когда жители Осаки начали носить яркие цветные рубашки в стиле Aloha, поддерживая увеличившееся влияния запада на культуру Японии. Но есть и еще одна версия происхождения этого стиля. Во времена гангстерских мотобанд Bosozoku существовала еще одна группировка, помогавшая Bosozoku, которую называли Yankee. Но между ними было одно важное отличие. Банды Bosozoku наводили ужас на дорогах Японии, а Yankee - на улицах городов. Именно этот факт, по заверению экспертов стилей Bosozoku, и оказало значительное влияние на развитие стиля Yankee / Yanky / Yankii.
Для многих тот Nissan 240 Yanky Mate до сих пор является символом для подражания. Поэтому, они всячески пытаются повторить его в своих автомобилях. Иногда очень удачно...
VIP style
VIP (яп. – ビップ, bippu) – это особый вид тюнинга автомобилей, который со временем перерос в особую автомобильную культуру. Возникновение VIP стиля связано с развитием JDM сцены. Рождение нового стиля припадает на начало 90-х годов ХХ века, как правило все придерживаются двух версий появления Bippu.
Первая связана с японской мафией Якудза, считается, что езда на роскошных европейских седанах привлекала много внимания со стороны полиции, поэтому члены Якудзы для передвижения стали использовать дорогие автомобили японского производства с характерными внешними доработками.
Вторая версия относится к уличным гонщикам Осаки, которые из-за постоянных нелегальных гонок по шоссе Hanshin также стали привлекать внимание полиции, тогда они пересели со спортивных купе на большие седаны, которые дорабатывались в стиле Mercedes-AMG.
Первой группой VIP эниузиастов считается команда Black Cockroach в распоряжении которой были доработанные Nissan Cima, Nissan Cedric, Toyota Celsior и Toyota Crown. Основные доработки при таком тюнинге касаются внешности автомобиля. Отличительные черты: очень низкая посадка автомобиля (применятся винтовая или пневмо-подвеска), большие и очень широкие диски для установки которых нередко приходится прибегать к доработкам крыльев и отрицательному развалу, строгие (часто широкие) обвесы кузова, доработки интерьера, высококлассная аудиосистема. Однако самое главное при VIP тюнинге сделать машину как можно ниже, придав тем самым правильную посадку (Stance) и установить большие, широкие колеса (Fitment). Господин Такетоми, владелец Junction Produce, однажды отметил: «Стиль VIP – это посадка и колеса, все остальное, в том числе обвес – просто аксессуары».
Традиционно, основные «платформы» для VIP тюнинга это большие японские седаны и их леворульные аналоги (Toyota Celsior, Toyota Aristo, Nissan President, Nissan Cima, Nissan Gloria, Nissan Cedric, Lexus LS, Infiniti Q45 и т .д.). Позже по мере популяризации VIP движения к «традиционным» автомобилям присоединились японские минивены (Toyota Estima, Toyota Alphard, Nissan Elgrand, Honda Odyssey, Mitsubishi Grandis и т.д.) и Kei-машины (Suzuki Wagon-R, Honda Life, Daihatsu Move и т.д.). Однако все больше и больше людей втягивалось в новую культуру, которая перешла океан и осела в США, Малайзии, Гонг Конге и иных странах, поэтому со временем стали появляться машины компакт-класса в стиле VIP (Toyota bB, Toyota iST, Honda Fit и другие). Европейские марки (Mercedes-Benz, BMW, Jaguar) также стали подвергаться доработкам в VIP стиле. Несмотря на то, что практически все виды автомобильных кузовов в той или иной мере подвергаются тюнингу в VIP стиле, 100% VIP машинами считаются только большие седаны, минивены и Kei-машины все остальные платформы в стиле VIP принято называть VIP Inspired.
Kyusha style
Kyusha, Kyusha-Kai или просто Кюша - ветвь стиля босозоку, но более элегантная и умеренная, нежели сам оригинальный и бешеный стиль босозоку...
Японский винтажный автомобиль с небольшими модификациями и умеренным занижением, без дико-широких колес и серьёзного расширения кузова. Верно, что-то вроде Ресто, но по-японски. Kyusha с японского переводится как "классический автомобиль". Автомобили kyushakai не обязательно должен быть экстремально низким и ярким: все переделки сделаны в рамках закона. Но обязательно это японский и неновый (олдовый) автомобиль.
Grachan
Стиль Grachan (или иногда произносят Garuchan) вдохновлялся вовсе не гангстерскими гонками по ночным улицам городов, а гоночными автомобилями чемпионата JTCC & All Japan Super Silhouette Championship 70-80х годов. Такие гонки проходили на автодроме Fuji Speedway, парковка которого была меккой для любителей стиля Bosozoku.
Наслаждаясь гонками, автомобильные фанаты стали приделывать огромные спойлеры к себе на автомобили, разъезжая так по дорогам общего пользования. Причем, многие владельцы таких автомобилей настаивали, что они относятся только к движению Grachan, но никак не Bosozoku, чтобы не вызывать ассоциации с гангстерами. Тем не менее, стиль Grachan максимально близок к стилю Bosozoku.
Автомобили Grachan не такие вычурные, как представители стиля Bosozoku. Обязательным условием считается наличие широких накладок на кузов в стиле гоночных автомобилей 70-80х годов. На автомобили устанавливаются глубокие диски с широкой резиной. Зачастую модифицируется не только внешность, но и техническая начинка: устанавливается гоночная подвеска, модифицированный двигатель и трансмиссия.