Найти тему
Культурный рассвет

Джан Мария Волонте. Артист как политик

Может ли актер заниматься не только увлекательным лицедейством, но и каждой ролью выражать гражданскую позицию? Определенно — да. Таким был Джан Мария Волонте, известный нам по «Долларовой трилогии» Серджио Леоне и украсивший политические фильмы итальянского кино.

Мы неоднократно говорили о режиссерах, режиссерствующих сценаристах и даже о продюсерах, т. к. эти специалисты принимают судьбоносные для проектов решения. Но мы ни разу до настоящего момента не вспоминали об актерах. Между тем, существовали и существуют артисты, в которых живет настоящий независимый дух. Один из наиболее ярких примеров — итальянский актер Джан Мария Волонте.

жан Мария Волонте
жан Мария Волонте

Массовому зрителю и любителям мейнстримного кино Джан Мария Волонте знаком в первую очередь как злодей из первых двух спагетти-вестернов Серджио Леоне из культовой «Долларовой трилогии»: он был безжалостным Рамоном Рохо в «За пригоршню долларов» и безумным Эль Индио в «На несколько долларов больше», где противостоял Клинту Иствуду и Ли Ван Клифу.

В этих картинах раскрылся яркий потенциал харизмы Волонте, его энергии и темперамента. Он и дальше играл в спагетти-вестернах, но об этих проектах чуть ниже, потому что там роли были уже не столь жанровыми.

За пригоршню долларов
За пригоршню долларов

Для тех, кто изучал фильмы итальянского кино более тесно, Джан Мария Волонте — звезда политического и социального кино. Он работал с такими важными итальянскими режиссерами как Франческо Рози и Элио Петри, Дамиано Дамиани и Джулиано Монтальдо, братья Тавиани и Марко Беллоккьо. Возможно эти имена ничего не говорят нашему читателю, и политическая ориентация героя статьи также вряд ли ясна с первого взгляда. Потому нам придется отправиться в прошлое, чтобы понять особенности биографии артиста, а также историческую обстановку среды, в которой он жил и работал.

На несколько долларов больше
На несколько долларов больше

Фашистский сын

Ни для кого не секрет, что фашизм зародился в Италии, и даже само слово происходит от итальянского fascio (союз, связка, объединение). Отец нашего героя, Марио Волонте, был фашистским офицером из Саронно — в частности командовал фашистской «черной бригадой» в боях с коммунистами-партизанами в 1944-м году. Из-за принадлежности к структурам режима Муссолини, Марио угодил в тюрьму после окончания войны, что привело к бедственному финансовому положению семьи: его жена Каролина Бьянки, происходившая из богатого миланского промышленного клана, вынуждена была, распродавая имущество и сдавая комнаты внаём, тянуть на себе двоих детей: Джан Марию и его брата Клаудио (также ставшего актером и выступавшего под псевдонимом Клаудио Камазо). Те же финансовые трудности вынудили будущего любимца итальянского экрана бросить школу в 14 лет и отправиться на работу сборщиком яблок, чтобы помочь матери.

Как видим, Джан Мария Волонте рос в весьма противоречивой обстановке: под тенью фашистского прошлого его отца (а значит и его принадлежности к муссолиниевской репрессивной машине) и с осознанием бедственного материального положения семьи на протяжении многих лет. Рискну предположить, что уже в это время он имеет возможность наблюдать жизнь итальянской бедноты, на собственной шкуре почувствовать долю простого трудяги. И это наверняка сыграло свою роль в дальнейшем формировании его личности.

Джан Мария Волонте в годы обучения актерскому мастерству
Джан Мария Волонте в годы обучения актерскому мастерству

В том же подростковом возрасте Джан Мария Волонте увлекается литературой (проявляя особенный интерес к творчеству Альбера Камю и Жан-Поля Сартра), а также начинает заниматься актерским мастерством — сначала в Международной драматической студии, затем поступает в Национальную академию драматического искусства Сильвио Д’Амико.

Среди его актерских работ первых лет есть и классический репертуар вроде «Федры» или «Ромео и Джульетты», но также присутствует роль Николы Сакко в политической пьесе «Сакко и Ванцетти» о знаменитой казни двух рабочих-анархистов в США. Возможно она также вложила свою лепту в формирование мировоззрения актера и его переход на левые политические позиции, по иронии судьбы, полностью противоположные фашистским взглядам его отца.

Продолжение в следующей статье.

Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!