Может ли актер заниматься не только увлекательным лицедейством, но и каждой ролью выражать гражданскую позицию? Определенно — да. Таким был Джан Мария Волонте, известный нам по «Долларовой трилогии» Серджио Леоне и украсивший политические фильмы итальянского кино.
Мы неоднократно говорили о режиссерах, режиссерствующих сценаристах и даже о продюсерах, т. к. эти специалисты принимают судьбоносные для проектов решения. Но мы ни разу до настоящего момента не вспоминали об актерах. Между тем, существовали и существуют артисты, в которых живет настоящий независимый дух. Один из наиболее ярких примеров — итальянский актер Джан Мария Волонте.
Массовому зрителю и любителям мейнстримного кино Джан Мария Волонте знаком в первую очередь как злодей из первых двух спагетти-вестернов Серджио Леоне из культовой «Долларовой трилогии»: он был безжалостным Рамоном Рохо в «За пригоршню долларов» и безумным Эль Индио в «На несколько долларов больше», где противостоял Клинту Иствуду и Ли Ван Клифу.
В этих картинах раскрылся яркий потенциал харизмы Волонте, его энергии и темперамента. Он и дальше играл в спагетти-вестернах, но об этих проектах чуть ниже, потому что там роли были уже не столь жанровыми.
Для тех, кто изучал фильмы итальянского кино более тесно, Джан Мария Волонте — звезда политического и социального кино. Он работал с такими важными итальянскими режиссерами как Франческо Рози и Элио Петри, Дамиано Дамиани и Джулиано Монтальдо, братья Тавиани и Марко Беллоккьо. Возможно эти имена ничего не говорят нашему читателю, и политическая ориентация героя статьи также вряд ли ясна с первого взгляда. Потому нам придется отправиться в прошлое, чтобы понять особенности биографии артиста, а также историческую обстановку среды, в которой он жил и работал.
Фашистский сын
Ни для кого не секрет, что фашизм зародился в Италии, и даже само слово происходит от итальянского fascio (союз, связка, объединение). Отец нашего героя, Марио Волонте, был фашистским офицером из Саронно — в частности командовал фашистской «черной бригадой» в боях с коммунистами-партизанами в 1944-м году. Из-за принадлежности к структурам режима Муссолини, Марио угодил в тюрьму после окончания войны, что привело к бедственному финансовому положению семьи: его жена Каролина Бьянки, происходившая из богатого миланского промышленного клана, вынуждена была, распродавая имущество и сдавая комнаты внаём, тянуть на себе двоих детей: Джан Марию и его брата Клаудио (также ставшего актером и выступавшего под псевдонимом Клаудио Камазо). Те же финансовые трудности вынудили будущего любимца итальянского экрана бросить школу в 14 лет и отправиться на работу сборщиком яблок, чтобы помочь матери.
Как видим, Джан Мария Волонте рос в весьма противоречивой обстановке: под тенью фашистского прошлого его отца (а значит и его принадлежности к муссолиниевской репрессивной машине) и с осознанием бедственного материального положения семьи на протяжении многих лет. Рискну предположить, что уже в это время он имеет возможность наблюдать жизнь итальянской бедноты, на собственной шкуре почувствовать долю простого трудяги. И это наверняка сыграло свою роль в дальнейшем формировании его личности.
В том же подростковом возрасте Джан Мария Волонте увлекается литературой (проявляя особенный интерес к творчеству Альбера Камю и Жан-Поля Сартра), а также начинает заниматься актерским мастерством — сначала в Международной драматической студии, затем поступает в Национальную академию драматического искусства Сильвио Д’Амико.
Среди его актерских работ первых лет есть и классический репертуар вроде «Федры» или «Ромео и Джульетты», но также присутствует роль Николы Сакко в политической пьесе «Сакко и Ванцетти» о знаменитой казни двух рабочих-анархистов в США. Возможно она также вложила свою лепту в формирование мировоззрения актера и его переход на левые политические позиции, по иронии судьбы, полностью противоположные фашистским взглядам его отца.
Продолжение в следующей статье.
Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!