Найти в Дзене
Максим Страмоус

COVID-политика — о том, что погоня за вакциной значит для США

В России во всю тестируют вакцину от COVID, сейчас испытание проводят 30 тысяч добровольцев, и это — третья фаза испытаний. По некоторым данным, уже в октябре начнется массовое применение вакцины. Главный вопрос: насколько она безопасна и эффективна? Тут мнения расходятся, ведь очевидно, что вопрос политический. И есть впечатление, что российские власти торопятся, чтобы быть первыми в мире, а тактика действий Путина ничем не отличается от тактики Трампа. Поговорим о мировой гонке вакцин и что она значит для американского президента.

Интересно, что в очередной раз мотивы и поведение Путина очень похожи на мотивы и поведение Трампа. С той разницей, что у Трампа специфические обстоятельства, заставляющие особенно спешить: у него выборы, а шансы на победу невелики. Ему критически необходимо доказать, что чудовищная статистика по COVID-19 в США, а это больше 200 тысяч смертей, — не его вина, а он как раз спасает нацию.

Глава Белого дома накануне объявил, что в середине октября или «чуть позже» американцы получат вакцину. Интересно, что ранее директор федеральных Центров по контролю и профилактике заболеваний, один из ключевых чиновников Минздрава США Роберт Редфилд, рассказал, что лекарство будет общедоступно осенью 2021 года. Президент заявляет, что Редфилд ошибся и просто ляпнул не то.

Стоит отметить, что Трамп не присоединился к глобальному проекту COVAX, который поддерживает разработку вакцины и гарантирует доступ к ней всем участникам, в том числе очень маленьким и бедным. Это затея Всемирной организации здравоохранения. А США от сотрудничества с другими странами демонстративно отказались. Американский президент вообще считает ее подконтрольной Китаю и обещает из нее выйти. Так что проект ВОЗ остался без американской финансовой поддержки и это отдельная проблема для государств, которые не могут себе позволить вакцину.

Сейчас все компании, которые занимаются тестированием, подвергаются серьезному давлению. Лишь бы выпустить лекарство до ноябрьских выборов — вот задача Трампа, которую он, в общем-то, и не скрывает.  Ученые в растерянности — им не нравится быть частью предвыборной кампании. Политический контекст тут очевиден не только разработчикам лекарства и журналистам. Социологи выяснили, что 54% американцев не доверяют будущей вакцине и не будут прививаться, если бесплатное лекарство появится до выборов президента США.

Высокопоставленные американские чиновники от Минздрава повторяют, что лучшая защита от коронавируса пока вакцины нет — это маски. Но Трамп не любит маски. На всех его мероприятиях он сам и люди вокруг — без масок. И никакой социальной дистанции. И нет, это не досадная оплошность. Это сознательный выбор Белого дома.

Все споры в США сегодня о том, кто больше заботится о безопасности американцев: правые или левые, Трамп или Байден, открывать ли города и штаты или наоборот уходить в глубокий локдаун. Но каждый шаг, каждая фотография в маске или без, каждое заявление о COVID-19 или вакцине — все это в рамках предвыборной кампании. Все это политика. Как и в России, конечно.