Из поколения в поколение памирцы стараются сохранить свою самобытность.
Памирский дом – чид
Памирские дома или чиды называют еще «пятистолбовыми», т.к. главная комната чида стоит на пяти опорных столбах. По данным археолога Е. Кузьминой, еще во II тысячелетии до н.э. индоиранские народы, населявшие Центральную Азию, Индию и Иран, сооружали жилища «в виде большой полуземлянки с очагом и лежанками вдоль стен, шатровым или ступенчатым перекрытием на опорных столбах и световыми отверстиями в потолке».
В жилищах древних этрусков, которые населяли Апеннины в X-IX веках до н.э., а позже и римлян так же, как в памирском доме, присутствовали отверстие для воды в полу и окно в потолке. А ступенчатый деревянный потолок обнаружен в домах народов Закавказья и Турции. И лишь памирцы сохранили до наших дней древнюю архитектуру своих чид.
Джурабы
Где бы ни были памирцы, они несут часть своей культуры в виде джурабов, тюбетеек с собой. Известный исполнитель памирских песен, Олег Фейзов говорит: «Джурабы – одно из немногих скромных сакральных сокровищ в небогатой и суровой жизни горцев. Ведь это не просто одежда, точно так же, как и чид (дом) — не просто жилище, мадо (культовые песнопения) – не просто музыка, как чарх (прялка), как лук и стрелы. Это культовые предметы. Это некий символ, священное послание любви и тепла».
Джурабы – изделия, на вид напоминающие носки или гольфы, одна из визитных карточек Памира. Вязание джурабов у памирцев, как и у многих горских народов, является традиционным и передается по наследству. Для джурабов изначально использовалась козлиная и баранья шерсть, обработанная по специальной методике. Тайна обработки шерсти и ее окрашивания передавалась по наследству. Отличаются джурабы необычной расцветкой и различными орнаментами, каждый из которых несет свой смысл. Интересно, что настоящие ценители различают, например, рушанские и шугнанские джурабы, от изделий, связанных в Рошткале.
Читать далее...