Польша затребовала работников «Северного», пригрозив Интерполом. Комитет опубликовал переговоры «земли» и лётчиков
Нельзя по Главному закону
Российская Федерация не выдаст польской стороне своих граждан – трёх авиационных диспетчеров аэродрома «Смоленск – Северный», на подлёте к которому 10 апреля 2010 года разбился президентский самолёт Ту-154 с тогдашним лидером Польши Лехом Качиньским, его супругой, более чем 90 чиновниками, военными, представителями католического духовенства и членами экипажа.
Основание для отказа национальной прокуратуре республики и суда одного из районов Варшавы, выписавшего ордер на временный арест – законодательство страны и, в первую очередь, Конституция России, по которой государство не выдаёт своих граждан, даже в случае явного доказательства их вины в каком бы то ни было правонарушении или откровенном преступлении (о которых в этой ситуации даже нет речи).
Грозят поимкой за границей
Польская сторона обвинения, а именно следственная группа указанного надзорного органа, заочно вменила смоленским авиадиспетчерам Павлу П., Виктору Р. и Николаю К. якобы умышленное создание таких условий, которые в итоге привели к катастрофе. По официальной реакции спикера Кремля, пресс-секретаря президента Путина, высшее руководство страны относится к этому требованию негативно. Песков добавил, что ни российский Следственный комитет, ни Генпрокуратура пока не получили каких бы то ни было официальных запросов.
В случае полного ходатайства к суду и его соответствующего решения указанных граждан могут объявить в розыск, в том числе и международный, и, соответственно, Интерпол либо другие правоохранительные структуры могут их задержать – разумеется, не на территории России.
Доступ к обломкам открыт. Откуда взрывчатка?
Ещё 12 января 2011 года Международный авиационный комитет, в профильного комиссию по расследованию этого дела которого вошли в том числе 25 специалистов из Польши, представил итоговый отчет, заключив: крушение борта №1 произошло из-за нескольких ошибок пилотов. Летом того года польская независимая группа представила свой отчёт, также указав на ряд недочётов со стороны управлявших самолётом, но при этом подчеркнув, у аэродром был недостаточно оснащён технически. Позже вторая комиссия и вовсе заявила: самолёт рухнул из-за взрыва, а устройство подложили внутрь во время ремонта авиатехники в России.
Россия, разумеется, отвергла эти доводы. А спустя столь долгое время, как раз когда польские прокуроры потребовали выдачи смоленских диспетчеров, МАК распространила расшифровку переговоров лётчиков польского самолёта с сотрудниками аэродрома. Из реплик следует, что диспетчеры отговаривали пилотов сажать борт, указывая на неподходящие погодные условия (стоял густой туман) и советуя уйти на запасные аэродромы в Витебске или Минске.
К слову, и в 2018-м Следственный комитет РФ провёл собственное изучение всех обстоятельств и подтвердил выводы своих коллег и международной комиссии, а также предоставив польским экспертам доступ к изучению всех обломков. А в прошлом году польский суд признал виновными теперь уже бывших главу канцелярии тогдашнего президента, двух чиновников и работников посольства в России – те, по вердикту, не приняли достаточных мер, чтобы оговорить Качиньского лететь в Смоленск.
Согласен или, наоборот, не разделяешь высказанное в наших постах? Смело обозначай свою позицию, спорь с другими читателями в комментариях. И, конечно, предлагай новые темы для дальнейших публикаций – «ПолитПресса» голосует только «за» такие мнения.