Найти тему

Шалашик с подарками и крупы. Как постепенно шла смычка Лыковых с миром (часть 37)

Геологи, открывшие Лыковым мир, стали первой ниточкой, соединившей их с этим миром. Они привозили отшельникам необходимые для них вещи, начиная со свечей и заканчивая кошкой. У геологов и староверов даже образовался своеобразный почтовый ящик - берестяной шалаш у речной избушки. А началось все с того, что геологи оставили в этом шалаше кусок каменной соли. Лыковы подарок приняли и с тех пор так и повелось: все, кто ехал, шел или плыл мимо шалаша, оставляли в нем какой-нибудь гостинец, а взамен всегда находили берестяной кулечек орехов или картошки.

Зато собаки Лыковых таежных гостей невзлюбили. Можно только предположить, что причиной этой нелюбви мог быть запах. Однажды геологи предложили старообрядцам сходить в баню. Те отказались сразу: не можно. А через какое-то время возник разговор, который рано или поздно обязательно должен был произойти: геологи предложили Лыковым выходить из тайги и перебираться к ним. Удивительно, что на какой-то момент возникла пауза и все, даже Карп Осипович посмотрели на Савина. А тот ответил категорическим отказом.

Когда пришла весть о том, что лагерь будут сворачивать, Лыковы, а их осталось к тому моменту только двое, погрустнели: привыкли к общению. Но даже после ухода геологов жители ближайшего таежного поселка взяли над Лыковыми шефство. (пишу и вспоминаю один из комментариев к предыдущим статьям, о том, что помогать тем, кто нуждается в помощи - благое дело).

-2

Еще к вопросу о подарках и отношению к ним Лыковых: когда Назаров (врач, наблюдавший Лыковых) подарил Карпу Осиповичу фонарик, старик был очень рад, подарок взял и поинтересовался, как сделать так, чтобы он не гас и сколько стоит (то есть с ценами старший Лыков разобрался быстро после начала общения). А Агафья тут же подарила врачу свои старые мокасины из маральей кожи, то есть "отдарилась" (я писала об этой черте Агафьи в статье о ней). А вот деньги, которые начали присылать в качестве подарков, отшельники не взяли, в очередной раз объяснив, что это "мирское" и греховное, а это им "не можно".

Крупы, которые сейчас готовит Агафья, появились в рационе Лыковых в ту зиму, когда умер Дмитрий. Картошка тогда уродилась хорошо, но свежего мяса не заготовили, а старый запас, заготовленный еще братьями Лыковыми, закончился очень быстро. Осенью Карп Осипович поймал еще два ведра хариусов, но и рыбу надолго растянуть не удалось. Сидели на одной картошке, репе, ржаной похлебке и орехах. Но, приходя в гости к геологам, Лыковы категорически отказывались от продуктов.

И все же Ерофею Седову вместе с поварихой удалось как-то раз уговорить гостей взять мешочек гречки. В следующий раз не отказались от пшена и перловки, а позже и риса. И вот опять возникает вопрос: ну чем, исходя из традиций старообрядцев провинились крупы? Или просто потому, что "из мира"? Так и фонарик оттуда, и все, чем пользуется Агафья сейчас. Поэтому читаю материалы сейчас и все больше склоняюсь к тому, что большинство "не можно" родились в голове старика Лыкова.

Подписывайтесь на мой канал, я обязательно расскажу еще много интересного.