Здравствуйте дорогие читатели и подписчики. Я продолжаю тему народов Дагестана, и сегодня мы с вами поговорим об азербайджанцах. Так, когда же в Дагестане появились азербайджанцы?
Всего в мире насчитывается около 35 млн. азербайджанцев, которые относятся к тюркоязычным народам каспийского типа европеоидной расы. Но самое интересное это то, что подавляющее большинство азербайджанцев проживает не в самом Азербайджане (8,2 млн. чел.), а в Иране, где их насчитывается более 15 млн. человек! В России азербайджанцы преимущественно проживают в южных районах Дагестана, где они являются шестым по численности населения народом в республике. Согласно переписи 2010 года в Дагестане проживало 130 919 азербайджанцев, из них 58% проживало в Дербентском и 18% в Табасаранском районах республики.
В Дагестане встречается один из субэтносов азербайджанцев – терекеменцы, которые в прошлом являлись кочевниками-скотоводами. Азербайджанцы, как и иранцы, являются мусульманами – шиитами, однако в Дагестане помимо шиитов, встречаются и азербайджанцы-сунниты. Из-за традиционного уклада дагестанские азербайджанцы имеют высокую рождаемость, за последние 50 лет, их численность в республике увеличилось более чем в 2 раза.
Однако сегодня часто возникают вопросы о том, когда и откуда тюркоязычные азербайджанцы появились в северокавказском Дагестане?
Прежде чем ответить на этот вопрос нужно разобраться с этногенезом самих азербайджанцев. Сегодня у этнологов нет единой точки зрения о том, когда сформировался азербайджанский народ, так согласно российскому этнологу Виктору Шнирельману этногенез азербайджанцев сформировался в 6 веке н.э., когда Кавказская Албания стала попадать в языковое и культурное влияние ираноязычного государства Сасанидов. Затем в период Арабского Халифата население Кавказской Албании стало исламизироваться, а уже в 13-14 веке в результате Монгольского нашествия произошла тюркизация ираноязычных племен в результате которой, и сформировался азербайджанский этнос. Но при этом нельзя сказать, что происходило физическое смешивание, так как согласно анализам ДНК, генетически современные азербайджанцы ближе к кавказским народам, нежели к тюркским и даже к иранским народам. Все это говорит о том, что лишь культурное и языковое влияние повлияли на формирование этногенеза азербайджанцев. Получается, что азербайджанцы - это кавказский народ, который был сформирован на стыке иранской культуры и тюркизован в ходе длительной истории.
Национальное самосознание азербайджанцев стали формироваться в период Сефевидского государства, в котором персидский и тюркский языки являлись официальными языками. При этом сами азербайджанцы при династии Сефевидов имели огромное влияние на всю Персию, границы которой простирались до территории современного государства, именно в этот период Дербент стал активно заселяться азербайджанскими племенами. Но в конце 18 века государство Сефевидов стало распадаться, и на её осколках образовались первые Азербайджанские ханства. Однако в 19 веке начались русско-персидские войны, и после окончания этих войн в 1828 году согласно мирному Туркманчайскому договору район проживания азербайджанцев был поделен по реке Аракс. В итоге большая часть азербайджанцев оказались в Персии, а оставшаяся часть в Российской империи. После окончания Кавказской войны в 1859 году была образована Дагестанская область и Бакинская губерния, граница этих регионов прошла по реке Самур, в итоге азербайджанцы и лезгины оказались разделенными народами, которые в конце 20 века стали проживать в двух государствах (подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ).
Список используемой литературы:
- Гаджиева С. Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX — начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. — М.: «Восточная литература» РАН, 1999.
- Кобычев В., Трофимова А. А. К. Алекперов, Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, 249 стр // Советская этнография. — 1961. — № № 5. — С. 181, 183.
- Ибрагимов М.-Р. А. Азербайджанцы // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — ISBN 5-02-008808-0.
- Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев. — М.: Академкнига, 2003. — С. 196. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6.
Итак, дорогие читатели делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «лайки» и подписывайтесь на мой канал МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА