Когда в темное время суток летишь на самолете над какой-нибудь европейской страной, то постоянно видишь огни. Огни городов, огни дорог. Все освещено и подает признаки жизни. Но пролетая над Россией, ты вынужден вглядываться в бесконечную тьму. Изредка через эту тьму прорываются слабые, одинокие огоньки. Поневоле задумываешься, а где же населенные пункты, ведь и в России их немало. И только приближаясь к Москве, видишь расплывающееся в разные стороны светящееся движущееся пятно. Свет, словно вода, пронизывает многочисленные каналы-улицы. Завораживающее зрелище, но редкое для нашей страны.
Примерно то же самое происходит в общественной и культурной жизни. Чем дальше от центра, тем глуше. В провинциальных городах культурная жизнь замирает. Есть только небольшие очаги в виде различных ДК. Искусство существует в форме кубков и грамот учащихся детских школ искусств. Но никак не в виде, например, концерта в пятницу после работы, когда музыку можно послушать просто потому, что хочется, и при этом даже выпить бокал вина (о, ужас!). Да, в столицах все это, к счастью, есть. В городах-миллионниках культура отдыха тоже довольно активно развивается, но остальные населенные пункты фактически остаются за бортом культурной жизни. А жители патетически восклицают: «Ну, а что вы хотите! Провинция! Где они [столицы], а где мы?!»
В таких случаях мне всегда вспоминаются небольшие европейские города, по площади и плотности населения не превосходящие наши провинции. Ну скажем, какой-нибудь Монтрё, население которого чуть больше 25 тыс. человек. По нашим меркам – это должна быть глухая деревня. Но нет, курортный город, знаменитый на весь мир. Последнее пристанище Владимира Набокова (он знал, где поселиться). Место, где проводится знаменитейший джазовый фестиваль. И думаю, не стоит говорить «ну, у них там природа какая». Природа есть и у нас. А еще есть богатая история и культурное наследие. И если правильно приложить руки и голову, то и в наших провинциальных городах открылись бы и заиграли все их красоты. Почти любой из них мог бы проводить какой-нибудь «джазовый фестиваль», привлекающий туристов и любителей музыки со всего мира. В конце концов, почему бы и нет? Но для этого необходимо грамотно и осознанно двигаться в нужном направлении.