Найти тему

Баба Яга, ужастики в русских сказках.

Много сказок рассказывали, да многие позабыли уже. Забывать начали люди, что сказки то и не сказки вовсе, а поучения детям да память взрослым. Сказки со смыслом, для воспитательного эффекта, имеют гораздо большее значение, чем просто слова в форме сказки, в которые превратились страшилки для самых маленьких слушателей.

Вот вроде как известный персонаж -баба Яга. Все знают же про неё, но и никто не помнит, кто это такая, и отчего у неё есть те вещи, которые сразу относят за милой старушкой.

Начнём, пожалуй. Самое главное - бабуля - это живой покойник, который охраняет переход на ту сторону, с которой не возвращаются.

Что имеем - картина Николая Рериха, "Изба смерти":

Н.Рерих, "Изба смерти, 1905 год
Н.Рерих, "Изба смерти, 1905 год

Вот она, избушка на курьих ножках. Не закапывали раньше покойников, а вот так размещали. Вход был обращён от места проживания людей, и как раз к лесу. В лесу их и ставили - искали место произрастания трёх ли четырёх деревьев, да и ставили избушку туда, ибо при похоронах в землю боялись осквернения животными. Вот там и обитала бабушка. Лежала, как говорится - "нос в потолок врос" - знакомая фраза? Именно - врос, так как внутри покойницкой были полки, как в плацкарте, очень узкие, для увеличения объема для будущих соседей. Нога же была у бабушки одна костяная, вторая - живая.

Ножки бабушки
Ножки бабушки

Бабушка была и мертвой и живой, и ноги для обоих миров. Лежала, и как и любой покойник - не видела ничего, не слышала, кроме духа живого. Так как не просто так избушка стояла, а на границе живого и мертвого миров. Охраняла тот вход старушка. Потому и вертится избушка по приказу её, выпуская то на мертвую то на живую сторону. Многие прошли, но как известно, богатств на тот свет не взять, потому и оставалось нажитое да вокруг избы, а потому зачастую приписывают бабуле несметные сокровища. Богата Россия и степями, не всё лесам быть, а потому и обычаи хоронить могли разнится - в степной части покойника для избежания скверны помещали в ствол дерева, выдолбленный из сердцевины дерева. Узнаёте ступу?

-4

А пестом или метлой (помелом) следы заметала бабушка, потому мы их и сейчас увидеть не можем. Да не просто летает бабушка - при полёте её стонет земля, воют ветры, дрожат да гнутся деревья. Хорошо, что летать может только до реки - начало её владений. Река же отделяет царство живых от мест, в которых баба Яга смотрит за проходом в царство мертвых.

Из дуба ступы делали. И делали в традиции до Петра Первого, который запретил вырубать леса под страхом смерти. Вот тогда то и появился гроб. А летали покойники давно - тут ещё Николай Васильевич Гоголь не был оригинален - взял из народных поверий и про Вия и про покойников.Хотя ступа с пестом всегда символизировали мужское и женское начало. И толкли воду в ступе не случайно, по поверью жениху и невесте давали силу именно такие обряды, а водой молодоженов обливали той самой водой. На Украине сохранились сведения по обряжению ступы с пестом в наряды жениха и невесте. Вот и хранит Яга, держит начало мужское и женское, на две стороны стоит, как и ногами на два мира. Двойственность в породе бабушки. Как и в природе - бабуля всадников контролирует. В сказках встречаются. И всадники те ночь, заря или солнце и день. И лопаты на крышу избы кидают - закрыть или отпереть дождь - и такое поверье было. Вот такая она - страж и жрица. Отколь жрица? Так смотрела бабушка за погребением, незримо, но порядок блюла. Как в сказке то? Помыть добра молодца - дух живого смыть, помянуть- накормить, да спать уложить.

И детки были у Яги - три сына - великана, и 12 дочерей, но она никогда не знала супруга. Однако испытывает она молодцев, принуждая, да заставляя носить её на себе. Тяжело бабушку таскать, но есть альтернатива - или поцеловать её, или ещё что - бабушка может обернуться девицей прекрасной. Не удержишься от соблазна облегчить испытание - останешься у бабушки навсегда. Вот этот бы отрывок многим современникам прочитать бы в детстве?! А ворует она детей, которые чахнут, отдавая бабушке свои силы. Так и богатыри приблудившиеся, да долго проходящие испытания - быстро чахнут, уже не возвращаясь из-за переправы в лес, на который изначально избушка смотрит. Может, именно их черепа выставлены вдоль забора избы. Именно череп с пламенем из глаз Аленушка унесла мачехе своей. Не жег тот огонь, но светил. Только он и светил, так как не стало света во всей деревне, после того, как мачеха выгнала Аленушку за светом к Яге. Итог сказки - спалил огонь черепа всю семью мачехи. Потому и старались не упоминать о Яге, рассказывая тихо да на ушко. Не стоит о покойниках вслух при свете дня. Яга про Алёнушку услышала ведь?

Бабушка и филолог - знает языки растений и животных, которые служат ей, да за страх! Да и обращает героев сказок зачастую в животных, показывая на единую природу живых и родство человека к лесу и его обитателям.

Вот такая бабуля - персонаж, собирающий в себе традиции и память, а не просто пугалка на манер западных бугименов. А традиция и сейчас хранит память о бабе Яге, и мало кто не знает про эту бабку, хотя почти никто и не помнит, почему.

«Баба Яга с мужиком, с плешивым стариком скачут пляски». Лубок, 18 век
«Баба Яга с мужиком, с плешивым стариком скачут пляски». Лубок, 18 век