Большая изоляция, необходимая для сдерживания вспышки Covid-19, была экономически разрушительной. Чем дольше блокировка, тем больше ущерб. В ответ правительства выбросили фискальную осторожность и увеличили расходы на беспрецедентном уровне, чтобы помочь предприятиям сохранить заработную плату работников, как в Европе и напрямую компенсировать все безработным, как в США.
Следовательно, цунами государственного долга приходит. Если с ним не бороться эффективно, он может нанести даже больший ущерб, чем Covid-19.
Положение усугубляет тот факт, что правительства развитых стран позволили своим долгам вырасти за десятилетие после мирового финансового кризиса, несмотря на рекордно низкие процентные ставки.
Например, по данным ОЭСР, государственный долг в США вырос с 40% ВВП в 2007 году до 89% в 2019 году, с 44% до 111% в Великобритании и с 81% до 134% во Франции.
В результате, государственные долги были уже высоки до Covid-19. Хотя оценки разнятся, огромные государственные расходы после вспышки Covid-19 еще больше увеличат эту долговую нагрузку. В США, например, государственный долг в процентах от ВВП может легко превзойти предыдущий пик в 106%, зафиксированный в 1945 году в конце Второй мировой войны.
В таких условиях традиционные стратегии сокращения долга не только бесполезны, но и контрпродуктивны. Повышение налогов, корпоративных, личных или и того, и другого, усугубило бы эффект строгой изоляции на корпоративные инвестиции и потребительские расходы.
С другой стороны, монетизация государственного долга за счет покупок центральным банком, скорее всего, спровоцирует новые всплески инфляции, поскольку из-за строгой изоляции сильно пострадало предложение. Если вместо этого правительства подумают о жесткой экономии, возникнет риск дефляции, подобной той, которая была продемонстрирована на юге Европы во время кризиса еврозоны.
Однако есть один способ избежать последствий надвигающегося долгового цунами. Это иллюстрируется тем, как США снизили свой государственный долг с пика 1945 года. В последующие десятилетия правительство США фактически не пыталось выплатить свои долги. Вместо этого именно благодаря сочетанию устойчивого роста, умеренной инфляции и низких процентных ставок отношение долга к ВВП неуклонно снижалось.
К середине 1970-х годов отношение государственного долга к ВВП упало примерно до 20% - комфортного уровня, который не наносит вреда экономике. Для сегодняшних правительств с крупной задолженностью это лучший вариант избежать долгового цунами.
Чтобы добиться устойчивого экономического роста, умеренной инфляции и низких процентных ставок после Covid-19, миру потребуется восстановление мировой торговли и инвестиций. Увеличение мировой торговли повысит спрос, одновременно стимулируя новые инвестиции в мировую экономику.
Другими словами, перезапуск и ускорение процесса глобализации - лучший путь вперед не только для развитых стран с высокой задолженностью, но и для развивающихся рынков. Однако для этого потребуется обратить вспять деглобализацию, происходившую до Covid-19. Нам понадобится эффективное глобальное лидерство, продвигающее просвещенный личный интерес. Либо мы активизируем глобализацию, либо рискуем быть сметенными надвигающимся долговым цунами.