Найти тему
☯ DzeN ☯

Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг.

Оглавление

В начале 1960-х годов благосостояние большинства советских граждан увеличивается: люди получают собственные квартиры и стабильную зарплату. Культурно-образовательный уровень также растет, а вместе с ним — потребительские интересы. Желание красиво одеваться и использовать одежду как инструмент самовыражения становится типичным для мужчин и женщин от 16 до 60 лет. Если ранее советское правительство претендовало на контроль в этой сфере, надеялось влиять на моду и даже регулировать её, то теперь бессмысленность этих попыток стала очевидна. Мода выходит на новый уровень и наконец становится доступной большинству граждан Советского Союза.

__________________________________________________________________________________________

Основные тенденции: «Не отставать от жизни, моды…»

С конца 1950-х годов советская мода развивалась в одном направлении с западной, однако менялась медленнее. Некоторые западные тенденции в СССР «не приживались»: отечественные модельеры не заигрывали с «мини» и не шили слишком короткие юбки. Советская мода позиционировалась как более демократичная, менее экстравагантная, ориентированная на среднего покупателя, а не на «элитное меньшинство». Одежда отечественных производителей считалась практичной, функциональной, не наносящей вред здоровью — модели конструировались строго в соответствии с медицинскими нормами и стандартами гигиены.

Ключевой проблемой оставался подход к пошиву: в основе моделирования по-прежнему использовались упрощённые характеристики. На Западе одежду уже давно кроили по росторазмерам и полнотам, в СССР — по усреднённым, фактически выдуманным соотношениям роста и объёмов. Готовая одежда сидела плохо, её приходилось подгонять по индивидуальным меркам на дому или в ателье. Чтобы решить эту проблему в период с 1957 года по 1965 год сотрудники Центрального НИИ швейной промышленности провели массовые обмеры мужчин и женщин всех возрастов во всех регионах страны. Из огромного объёма данных сумели выделить типичные повторяющиеся характеристики, а на их основе — разработать новые ГОСТы на размерные ряды. Весомым достоинством новых типоросторазмеров стало их соответствие региональной специфике. Считалось, что теперь до 80% населения могут покупать одежду и с комфортом носить её без подгонки.

Качество новой одежды повысилось, а ассортимент расширился. Директор фабрики «Большевичка» (специализировалась на женской и детской верхней одежде) в 1960 году хвасталась, что теперь фабрика выпускает женские пальто и костюмы для четырёх типов сложения: «молодёжные» для девушек и для женщин «трёх полнот». Число фасонов тоже росло. Та же «Большевичка» в 1960 году выпускала 100 фасонов, а в 1961 — уже 204. Теперь предприятие оправдывало свой девиз: «Не отставать от жизни, моды…».

Другая интересная тенденция — культ искусственных тканей. Советские граждане активно приобретали вещи из нейлона, винила, дралона, лайкры и похожих материалов. Основной причиной любви было удобство: искусственные ткани легко стирать, не нужно ежедневно гладить. Одежда из искусственных тканей стоила весьма доступно, что в глазах покупателей оправдывало ее немногочисленные недостатки (вроде неприятной на ощупь фактуры). Любовь к ненатуральным тканям была такой сильной, что искусственные шубы покупали даже те, кто «мог позволить себе» даже натуральные. Настоящий мех считался скучным, недемократичным и несовременным.

-2

Из методического каталога ВИАЛЕГПРОМ (Всесоюзный институт ассортимента изделий лёгкой промышленности и культуры) за 1964 год:

-3

__________________________________________________________________________________________

«Мода» на моду

В период с конца 1950-х годов и до конца 1970-х годов тема стиля и внешнего вида стала очень популярной. Если раньше стремление хорошо выглядеть и выделяться могло встретить недружелюбное отношение общества, теперь интерес к моде признавался совершенно нормальным явлением. Это подтверждают общесоюзные, республиканские и местные газеты, которые регулярно писали о новости моды, размещали пресс-релизы модных мероприятий и даже публиковали аналитические статьи о культуре одежды. Появляются специализированные журналы мод, которые рассказывают читателям о тенденциях наступающих сезонов, публикуют красивые фотографии и анонсируют грядущие показы и новые коллекции.

Например, типичная заметка о моде, посвящённая ширине мужских брюк:

-4

Журналы несли и воспитательную нагрузку. В них регулярно появлялись материалы об экономических проблемах в индустрии моды, вопросы культуры одежды и даже роль моды в социализме. Авторы материалов делились с читателями размышлениями о природе моды и специфике советской одежды.

Манекенщицы из СССР в Европе в 1961 году.
Манекенщицы из СССР в Европе в 1961 году.

Интересно, что власть поощряла фиксацию недостатков в книгах жалоб и предложений, публикацию писем читателей с отзывами о работе магазинов одежды и лёгкой промышленности в целом. Это была обратная связь, которая помогала контролировать отрасль и уравновешивать декларативные сообщения в прессе об успехах лёгкой промышленности.

Правда «стилягам» иногда доставалось по-прежнему. Их образ расценивался как утрирование моды и дурной вкус. В печати шла дискуссия: с одной стороны публиковались письма возмущённых нестандартными образами, с другой — размышления авторов, защищавших право молодых людей на индивидуальность. Модные издания продвигают мысль, что неправильно судить о моральном облике человека на основании узких брюк и цветастой рубашки.

__________________________________________________________________________________________

Женские образы: «Бабетта», шпильки, яркий макияж

Женщины черпают идеи образов из кинематографа. Например, самой модной считается причёска «Бабетта»: советские модницы позаимствовали её у Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идёт на войну». Те, кто не любил пышные волосы, отдавали предпочтение лёгким в уходе геометрическим стрижкам. Также носят парики и шиньоны. Волосы было принято красить, естественный цвет считался скучным. Однако хороших красок в продаже не было, желающим изменить природный оттенок волос приходилось довольствоваться басмой, хной, луковой шелухой и перекисью водорода. Актуальным становится яркий макияж: чёрные стрелки, несколько слоёв туши для ресниц, бежевая помада.

Образ Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идет на войну» вдохновил тысячи советских женщин повторить причёску.
Образ Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идет на войну» вдохновил тысячи советских женщин повторить причёску.

В 1961 году в советскую моду входит каблук-шпилька. От привычного каблука они отличаются толщиной — всего от трёх миллиметров. Высота обычно составляла пять-шесть сантиметров. Ходить на шпильках было неудобно: они оставляли следы на свежем асфальте, попадали между ступеньками эскалатора в метро и превращали прогулку по льду в экстремальное приключение. Тем не менее их популярность только росла — женщинам нравилась острота, которую шпильки добавляли даже самому скромного образу. Поэтому их носили и зимой, и летом.

-7

Хитом становится чёрный обтягивающий свитер. Самые яркие образы получались из сочетания свитера, юбки и шпилек.

Носить брюки повседневно всё ещё не принято: образ женщины в брюках критиковали в печати как нарушающий общественные приличия. Ситуация получалась двойственная. С одной стороны, женщины в рабочих и спортивных брюках была обычным явлением и никого не возмущала. Советские женщины работали на заводах, в сельском хозяйстве, в свободное время занимались физкультурой. С другой стороны, появляться в брюках на официальных и праздничных мероприятиях было не принято. Женские брюки появятся в модных коллекциях в конце 1960-х годов и станут символом эмансипации.

__________________________________________________________________________________________

В стиле Элвиса Пресли

Самый модный мужской образ 1960-х годов: белая нейлоновая рубашка, тёмные брюки-дудочки и уложенные к верху волосы. Мода на искусственные ткани захватила и мужчин: большинство стремится купить рубашку из нейлона. Хлопок признаётся устаревшим и неудобным, а нейлон — красивым и практичным. Материал не мялся, легко стирался и интересно смотрелся. Этого было достаточно, чтобы сделать нейлон самым востребованным материалом середины 1960-х годов.

-8

Образы дополняли яркие приталенные пиджаки с широкими плечами, яркие красные носки, галстуки и зонты-трости. Актуальная причёска — «боб». Образцами для подражания стали Элвис Пресли и группа «Beatles».

Важным предметом гардероба становятся вязаные кардиганы. Вязаные вещи вышли на пик моды у мужчин и женщин. Но в продаже их нет, поэтому многие люди (не только женщины) увлекаются вязанием. Источником знаний и идей являются разделы «Вяжем сами» в журналах мод.

В 1962 году в СССР пришли тёмно-синие плащи из болоньи. В Италии из этой ткани шили рабочую одежду. В СССР их носили как летнее пальто. Советских граждан болонья покорила новизной и практичностью. В сложенном виде плащи были очень компактны и практически не занимали место в шкафах. В общественном сознании закрепилась мысль, что каждый уважающий себя человек непременно должен приобрести такой плащ. Мода на болонью продержится целое десятилетие. Зимой носили шапки из искусственного каракуля — тренд на искусственный мех задел и мужчин.

Вся семья в плащах «Болонья».
Вся семья в плащах «Болонья».

В 1960-е годы мужчины начинают играть всё более значимую роль в моде: в 1965 году впервые в советской истории мужчина приходит работать во Всесоюзный дом моделей. Этим первопроходцем был Вячеслав Зайцев. Уже во второй половине 1960-х годов его ждёт широкая известность, успешная карьера и звание одного из самых авторитетных людей в отечественной моде.