(на основе статьи “Memes in the times of the Coronavirus” в “Meme insider”)
Наряду с пандемией вируса, мы попали в пандемию мемов — и от них уже не защититься масками и санитайзерами. Непрекращающийся поток плохих новостей не позволяет нам передохнуть и взять паузу в высмеивании этих событий или создании мемов о них. Тем более, что во время этого хаотичного и страшного исторического периода людям они нужны, как никогда.
Юмор — один из лучших механизмов преодоления трагедии, и люди знают об этом с древних времен. Он позволяет или переключиться, или представить страшное в совсем не пугающем свете, потому что все, над чем мы можем посмеяться, больше не тяготеет над нами.
Автор научных статей о юморе после 9 сентября, исследователь из Университета штата Пенсильвания Билл Эллис отметил, что юмор стал одним из основных продуктов массовой культуры уже после убийства Кеннеди — тогда еще СМИ могло управлять этим феноменом. Эллис утверждает, что, когда им представили шокирующие образы, вроде падения Башен-близнецов, американцы обратились к юмору, чтобы вернуть некоторое чувство нормальности. Это дает чувство контроля, пусть даже иллюзорного.
Все это верно и для России — особенно с распостранением интернета и с эволюцией мемов из демотиваторов в полноценную экосистему шуток над всем происходящим в мире и в голове пользователей.
В 2020 году «волна юмора» по всему мира превратилась в настоящее цунами и, как следовало ожидать, приняла самую привычную за последние годы форму мемов. Столкнувшись с жестоким и запутанным историческим периодом, самые активные обитатели Интернета — миллениалы и зоомеры — делают то, что умеют лучше всего, вооружившись фотошопом.
Сначала пользователи увлеклись изображением самого коронавируса — так появилась Корона-чан в стиле аниме, всевозможные модификации бутылки пива Corona, говорящая молекула вируса и другие персонажи. Согласитесь, глупо боятся симпатичную аниме-девушку или бутылку пива?
Введение режима изоляции привело к потоку контента, появившегося благодаря дикой скуке. Видео людей, создающих безумные домашние «виды спорта»(чего стоит румба-керлинг, керлинг с помощью роботов-пылесосов — кстати, как мы раньше до этого не догадались?), участие во всевозможных челленджах, изобретение новых танцев, создание сложных и бесполезных изобретений из подручных средств и многое другое.
Очевидно, что эти мемы не спасут жизни (хотя в глубине души я жду какую-нибудь историю с подобным сюжетом), но способность шутить демонстрируют удивительно вдохновляющие формы устойчивости психики перед лицом кризиса. Художники, создатели комиксов и пикчеры пытаются поднять нам настроение — именно они могут украсить наши сложные дни, поэтому отчасти чувствуют свою ответственность.
Нашествие мемов в эпоху пандемии доказывает одну из великих аксиом современного интернета: просто публикуйте мемы об этом, и, в конце концов, он исчезнет. А если серьезно? Я бы выделила 3 основных причины, почему мемы о коронавирусе заполонили интернет и зачем люди производят их в прежде невиданных количествах:
Первое — попытки противостоять стрессу юмором.
Второе — необходимость найти способ выражать весь спектр эмоций — в мемах почти нет рационального, это буквально коллективные эмоции, облеченные в картинку или фразу.
И третий пункт, особенно важный в условиях мгновенного появления и исчезания диджитал-контента — чтобы запечатлеть хронологию, запомнить самим и оставить для потомков память, что мы пережили в 2020. Можно проследить, как менялись самые актуальные темы мемов с января по май:
- эпидемия в Китае (опять у этих китайцев что-то произошло);
- шутки про путешествия людей с коронавирусом (“люди через 0,00065 секунд после заражения коронавирусом: — Обожаю путешествовать!”);
- осуждение тех, кто выходит их дома до того, как карантин стал обязательным;
- мемы про то, что природа так очистилась, что дельфины вернулись в Венецию;
- шутки над запасами круп, консервов и туалетной бумаги;
- мемы про прогулки и путешествия по квартире (отправлюсь на Лас Балконас);
- появление Zoom в жизни каждого;
- пандемические реалии: тупые надписи на масках, сооружения из туалетной бумаги, сравнения санитайзеров с фотографиями знаменитостей;
- повышенное внимание к врачам и возведение их в статус супергероев;
- спустя месяц карантина — то, как мы изменились за время самоизоляции и какой фигней приходится заниматься дома, чтобы развлечь себя;
- надежда на то, что мы скоро “откинемся” с карантина — стеб над прическами, которые мы сделали себе сами, набранные килограммы и тем, что мы разучились гулять.
Вывод — мы столкнулись с одним из самых масштабных явлений в нашей жизни (и я говорю не столько о слове на “К”, сколько о последствиях его появления), и этот феномен целиком отразился в мемах — из-за информационного перегруза и противоречивых сведениях в новостях и из-за простоты подачи хронику пандемии мы наблюдаем в основном в мемах.
При этом нужно помнить о том, что мем не всегда отражает реальность. Раньше мы были убеждены в существовании материального мира и истинных фактов, которые мы пытаемся познать через медиа. Сейчас же у интернета своя версия событий, а мемы позволяют захватить наше внимание и вызвать эмоции, чтобы построить определенный образ реальности 2020 года. А нам остается только выбирать, какая версия нам нравится больше — зачем нужна реальность, если она не настолько смешная, как мем?