В качестве примера становления институциональной рефлексии (в дополнение к индивидуальной рефлексии, показанной на примере языка), приведём проект “белорусизации”.
Основной причиной его появления является необходимость обоснования и укрепления белорусского суверенитета, который есть исторически сравнительно новое явление, подвергающееся различным испытаниям. Как и любое современное государство, Белоруссия находится в поле информационного влияния как своих соседей, так и глобальных международных игроков. Россия, Европейский союз, США и КНР, Польша и Литва – каждый в своих интересах выстраивает в отношении Минска свою политику в контексте постсоветского переформатирования регионального и мирового миропорядка – расширения ЕС и НАТО с Запада, формирования на Востоке евроазиатских структур, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ. В геополитической стратегии США главным является даже не присоединение тех или иных стран к НАТО, а их невхождение в какие-либо другие союзы, тем более, направленные против интересов Соединённых Штатов. Поэтому выход из СНГ, к примеру, является с этой точки зрения достаточным для страны.
Минск представляет для Вашингтона интерес и в контексте европейской политики. На уровне ЕС приняты программы регионального сотрудничества приграничных областей “Польша‒Беларусь‒Украина” и “Латвия‒Литва‒Беларусь” на 2014–2020 гг. С 2009 г. Минск участвует в программе “Восточное партнёрство” ЕС.
Несмотря на развитую инфраструктуру зарубежных организаций в РБ (культурные центры, НКО, расположенные за рубежом, но нацеленные на белорусов исследовательские и образовательные структуры), говорить о существенных результатах такого влияния преждевременно. Например, исследователи БИСИ выяснили, что граждане Литвы и Польши считают Белоруссию и белорусов в целом недружественными. Это, по мнению социологов, связано с крайне низкой посещаемостью – только около 1% поляков бывали хотя бы однажды в Белоруссии.
Напротив, жители России и Украины считают её дружественной страной, готовы развивать с ней торгово-экономические отношения и даже оказывать военную помощь [Мельянцов, Артеменко, 2016]. В свою очередь, по данным опросов, в 2014 г. 60% граждан Белоруссии поддержали российские действия в украинском кризисе [Тагильцева, 2014]. В 2016 г. – больше половины считали воссоединение Крыма с Россией “возвращением русских земель, восстановлением исторической справедливости” [Белорусские новости, 2016].
Польский и литовский проекты противоречат идее белорусского суверенитета и идентичности, обращены в прошлое, на основании которого они могли бы вновь в той или иной форме подчинить всю Белоруссию или отдельные её регионы. Белорусы отдают себе отчёт, что планы глобальных игроков по отношению к независимой Белоруссии противоречат их собственным.
В поисках объединяющих ценностных оснований в республике официально организована идеологическая работа, основой для которой можно считать указ от 20 февраля 2004 г. “О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы”. Полагая идеологию инструментом сплочения общества, сам президент А.Г. Лукашенко вполне отдаёт себе отчёт о сложности “изобретения государственной идеологии”. Нашлось здесь место и аспекту белорусизации: в августе 2019 г. заместителем главы Администрации Президента по идеологии и работе со СМИ был назначен белорусскоязычный журналист и поэт А. Кунцевич; среди его предшественников были также белорусскоязычные И. Бузовский, А. Конойко и др.
Однако в дискурсе всех высших руководителей РБ основной является экономическая повестка, которая обусловлена объективными основаниями. В тесной связи с концепцией мирового “общества риска”, в конце прошлого века французский социолог Р. Кастель сформулировал концепцию “зарплатных обществ” (т.е. таких, вкоторых абсолютное большинство работает за зарплату: сегодня в Европе – более 86%).
Для граждан таких обществ наиболее значимыми становятся такие социальные риски, как деградация возможностей и условий труда, рост безработицы, распад семейных связей, а также международный терроризм и даже риск для демократии в Европе со стороны ультраправых.
Кастель предложил выработать новую, более прагматичную концепцию риска, чтобы не пребывать в постоянной неуверенности из-за непредсказуемости. Необходимо предвидение и регулирование текущих рисков – от экологических до безработицы, что затруднительно при общем кризисе современного капитализма.
Этим реалиям и соответствует социальноэкономическая ситуация в современной Белоруссии, не только не допустившей деиндустриализации, как остальные бывшие республики СССР и даже большинство европейских стран, но и культивирующей промышленные предприятия, причём крупные даже по европейским меркам, хотя их основным рынком сбыта является Россия. Белорусский постсоветский госкапитализм в контексте реалий “зарплатных обществ” формирует новую идентичность белорусского народа. Президент А.Г. Лукашенко в условиях становления идентичности включает в неё не только прошлое (“не допустить охаивания” того, что уже сделано и “что поддерживается большинством народа”), но и будущее (“нужна такая зажигающая вещь, которая была бы воспринята всем обществом, к которой бы стремились”). Официально контуры будущего определены уже в 2001 г. в концепции развития “Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!”. Её приоритетами заявлены повышение благосостояния народа, улучшение качества жизни путём постепенного, эволюционного движения, основанного на политической и социально-экономической стабильности общества.
Отношения с Москвой, включая интеграцию, являются не самоцелью, а средством роста благосостояния граждан. Эта становящаяся идентичность возможна как русскоговорящая. В этом отношении белорусские социальные институты соответствуют эпохе рефлексивного модерна, подобно целому ряду суверенных государств с одним государственным языком (французским во Франции, Бельгии, Швейцарии, немецким в Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Бельгии, Лихтенштейне и т.д.).
Определяющим здесь является, как естественно или искусственно развивается языковая и в целом культурная ситуация, т.е. свободно или принудительно это происходит, может ли в действительности каждый гражданин сделать языковый выбор самостоятельно или он только обязан подчиняться выбору, сделанному за него другими, пусть и с самыми добрыми намерениями. Такая свобода существует в Белоруссии.
Авторы:
Василенко Людмила Александровна
Махмутов Руслан Рашидович
Литвак Николай Витальевич