["Школа философии"]
«Сегодня наше первое занятие и, должен признаться, я очень удивлен тем, какой отклик получила идея создания нашей школы. Вас собралось больше, чем я ожидал, но, думаю, мы справимся. Усаживайтесь поудобнее, погода хорошая, нам здесь в тени будет очень удобно слушать и общаться.
Обойдемся без длинных вступительных речей – сразу к делу. В чем цель и смысл нашего обучения вы поймете в процессе.
Начнем с достоверного знания: что нам точно известно о нашей жизни? Это отрезок времени, в конце которого – смерть.
Чем наполнено это время? – Здесь уже не получается обобщать, жизнь у каждого из нас складывается по-разному, поэтому этот вопрос личный и не относится к философии.
Но кто принимает решения о том, чем наполнять жизнь? От чьей воли это зависит? – Из опыта мы знаем, что далеко не всё произошедшее с нами было по нашей воле. Нам пришлось многое испытать против нашего желания, и каждый из нас хотел бы что-то изменить в прошлом. Это естественное стремление разума подчинить себе течение жизни. Интуитивно мы понимаем, что это неосуществимо, но стремимся к наибольшему осознанному влиянию на то, что принято называть судьбой. И это хорошее начало в нашем разуме. Стремление к власти над собственной жизнью – это то, чему нам нет необходимости учиться; эта добродетель заложена в каждом из нас. Но она может быть подавлена силой внешних обстоятельств, также силой воли других людей.
Можно понадеяться на опыт – с увеличением которого придет и мудрость жизни – но мы знаем, что умудренность опытом приходит лишь в старости, и то к немногим.
Лучше воспользоваться философией.
Ту философию, которую мы будем практиковать, в древности называли стоической. Вижу кое-кто из вас уже знает о ней, другие могут прочесть о ней дома, здесь же я не буду углубляться в историю ее развития – скажу лишь, что мы видоизменим ее классическую форму, приспособив к современным реалиям и к нашему языку.
Мы будем учиться разделять то в нашей жизни, что поддается нашей власти и то, что находится вне нашей воли. Если не уметь этого делать и быть самонадеянным в своих желаниях и попытках, то можно надорваться и выгореть. С другой стороны, если быть нерешительным и постоянно уклоняться от выпадающих под ноги возможностей, то можно прожить жизнь настолько никчемную и ущербную, что будет стыдно перед самим собой.
Что более важно – мы будем учиться выдерживать давление людей и обстоятельств в тех жизненных положениях, когда от нашей воли ничего не зависит. Ведь мы часто попадаем под чужую власть и чаще всего не готовы к испытаниям, что нас ждут. Здесь нам поможет философия.
Но что самое главное: мы будем учиться думать о смерти – думать о ней правильно. Страх перед смертью – корень всех страхов. Вырвав корень, мы избавимся от всего дерева, благодаря чему нам не нужно будет тратить силы и время на бесконечную борьбу с каждым из множества видов страха.
Первый шаг к победе – в осознании того, что жизнь и смерть идут с нами рука об руку. Я дышу – значит не только, что «я живу», но также что умираю, ведь с каждым выдохом смерть отбирает у жизни одно мгновение. День, что я прожил – уже не мой, но отдан в жертву смерти, которая беспрестанно сокращает мой срок на земле.
В современной нам культуре не принято думать о смерти. Более того – психологи считают это патологией и пытаются лечить. Но нет более жизнеутверждающей мысли, чем идея о слитности, о единстве, общей сущности жизни и смерти. А объединяет их – время. Оно единственная ценность. Время – это то, что никто не может у нас отобрать, не уничтожив нас полностью. Следовательно, когда мы думаем о смерти – мы думаем и о ценности времени, которое нам отведено. Мысли о сиюминутных заботах отбрасываются в дальний угол памяти, планы на будущее кажутся мелочными, хочется жить только сегодня, только сейчас – в размышлениях о смерти человек находит самое себя наедине со всем миром. Без мыслей о смерти, без философии он лишь растение, которое безвольно подчиняется дуновению ветра, он лишь животное, которое живет в мире по одному принципу – хватай или беги.
Мы начинаем жить по-человечески лишь тогда, когда совершенно сознаем конечность жизни. Вы спросите: но ведь об этом все знают? – Верно, но все ли об этом помнят? Что мы живем – об этом мы постоянно помним, поэтому не боимся каждый вечер засыпать, так как верим, что проснемся и будет следующий день. Но ведь отправившись в сон, мы уже бесследно утрачиваем около восьми часов жизни! После вечера сразу же наступает утро – в этот промежуток личность была мертва, и, несмотря на то, что тело оставалось живым – это никак не ощущалось. Так вот смерть – это глубокий сон без сновидений, после которого мы уже не проснемся. Именно этого «не проснемся» мы больше всего боимся, а не самой смерти, как последнего засыпания.
Что же? Нам хотелось бы просыпаться бесконечное количество дней? Для чего? Чтобы вынюхивать что-то ценное, хватать добытое и со страхом убегать с этим в укромный угол? Или безропотно поддаваться каждому веянию природы и настроений общества? Потреблять и производить, потреблять и снова производить, и так бесконечное множество дней?
Конечно, каждому из нас хочется привнести что-то ценное в мир, оставить в нем след, пусть даже если это будет только потомство. Но многие ли действительно заняты этим ежедневно? Многие ли отдаются личному делу или воспитанию детей полностью? Нет, мы хотим отдыхать, избегать трудностей, обходить препятствия, игнорировать возможности – лишь бы только не трудиться. И при этом с жаждой цепляемся за каждую новость о том, что «ученые нашли способ продления жизни».
В действительности мы страдаем хроническим ожиданием того, что однажды все наши страхи пройдут, наступит умиротворенность и наконец можно будет начать «жить» – жить в удовольствие. Будет место и наступит время! Обязательно! Надо только подождать...
Вместо того, чтобы «прождать» свою жизнь, мы научимся ценить свое личное время, ведь каждое его мгновение – это точка равновесия жизни и смерти.
Я, возможно, умру уже сегодня. И следующей нашей встречи уже не будет. Думаете меня пугает это? Ничуть. Я не боюсь за свою шкуру. Я всем доволен. Немного огорчает лишь то, что я не смог бы поделиться мудростью, что накопил. Но и это не имеет большого значения, ведь я уже посеял семя!
Итак, представьте, что сегодня – последний день вашей жизни. Завтра уже не наступит и все, что вы планировали, о чем мечтали – теперь не имеет значения. Возможно, вы даже не успеете распрощаться с родными.
Чувствуете? Вы чувствуете? Как сегодняшний день наполняется жизнью? День кажется ярче, красочнее, вы замечаете прохладу ветра и тени, вы ощущаете жжение в груди и тепло, что разливается по телу. Вам хочется думать о себе, о ценности времени, хочется подводить итоги.
Разве кто-нибудь боится? Кто-нибудь испытывает страх перед смертью?
Да, есть некое волнение, но лишь потому, что это ваш первый опыт осознания жизни-смерти. Истинный страх, а точнее ужас, мы испытываем перед непосредственной угрозой смерти – перед убийцей, перед стихией, либо перед смертельной болезнью, что отбирает жизни вокруг и медленно приближается к нам. Даже этот страх мы научимся преодолевать, ведь к концу нашего обучения мы будем уметь разделять то, что в нашей власти, и то, что не поддается влиянию нашей воли. Последнее мы будем встречать так, как будто ждали его, были готовы. Так мы будем встречать и непосредственную угрозу смерти.
В самом деле, если нечто неизбежно, неизменно и неподвластно никому, но обязательно настигнет нас – какой смысл этого бояться? Врожденное стремление к самосохранению спасает меня от опасности в непредвиденных положениях, а философия спасает меня от опасности стать никчемным трусом перед осознанием неизбежности смерти – моей и всех моих близких.
Чтобы достичь умиротворенной и счастливой жизни нужно совсем немного, а именно: ценить свое время и не поддаваться выдуманным страхам, что прокрадываются к нам в постель перед сном, когда мы грезим о будущем и переоцениваем прошлое. Страсть – неудержимое влечение к чему-либо – спутница всех надуманных страхов. Различные страсти и необходимость управлять ими – будут темой ближайших наших занятий. А сейчас, пожалуйста, задавайте вопросы...
Есть ли у меня философское образование? Нет, никаких дипломов не получал. Классики – мои учители. И я лишь посредник между ними и вами.
Не расслышали название? Моя философия называется «стоической», обязательно изучите историю этой школы.
Да, я буду касаться вопроса смерти в будущих лекциях, и я понимаю, что вам не совсем приятно об этом слушать, так как в наше время не принято говорить о смерти, а принято поклоняться культу успеха, мыслить, как это пишут – «позитивно», но к концу обучения вы поймете, что нет более положительной и воодушевляющей философии, чем стоическая. Это я вам обещаю. Следующий вопрос?
Сколько я уже преподаю? Вы мои первые ученики!
Да, верно Вы говорите, у меня нет опыта преподавания, но наши занятия не совсем... не такие как это принято... скажем, я просто хочу делиться знаниями, хочу подталкивать людей к мудрости, ведь это лучшее что я приобрел в жизни.
Больше нет вопросов? Странно... я ожидал другого... Что ж, будем считать это вводным занятием, ознакомительным уроком. Надеюсь в следующий раз будет больше общения, больше вопросов и дискуссий по теме, мы станем раскрепощенными... В общем, следите за объявлениями на моей странице. Где будет следующая встреча мы можем обсудить сейчас... или потом? Позже? Хорошо, я напишу, предложу место. Ну, тогда до встречи! Приятного всем вечера!»