Найти тему

Оправданное «страдание», или душевный мазохизм

Художник: Питер Младший
Художник: Питер Младший

Несколько загадочная тема данной работы на самом деле уже изначально не должна никого смущать,

ибо речь идет не больше не меньше как о попытке разъяснения одного достаточно распространенного факта.

Однако – именно подсознательная его основа иной раз и не позволяет его проникновению в наше сознание;

а ведь зачастую только то, что уже появилось в сознании (из подсознания или бессознательного,

минуя цензуру – защиту – предсознание) может быть нами более-менее ясно осознанно.

Однако в начале мы сделаем небольшое отступление.

Как известно, почти всю мотивацию наших поступков следует искать исключительно в бессознательном.

И тогда уже именно бессознательное - та область, в которой заключается первопричина наших

(мотивированных, немотивированных) дальнейших действий.

Художник: Николай Фешин
Художник: Николай Фешин

Структурная схема психики, предложенная в начале прошлого века Фрейдом, подразумевает наличие трех составляющих: бессознательного, предсознания, и сознания.

Из них наиболее понятно, наверное, сознание. Но в процентном отношении сознание занимает довольно незначительную часть

и на самом деле почти ничего не объясняет в модели поведения (мотивации поступков) человека.

Самое основное – это наше бессознательное.

В двух словах: бессознательное – это все наши потаенные желания, действительно страстные – и оттого скрываемые – устремления, т.е. все то, в чем иной раз мы боимся признаться даже себе.

Тогда как предсознание – цензура, и ее основная функция – не пропускать в сознание весь тот негатив, который находится в бессознательном.

Это в двух словах. Теперь вернемся к попытке объяснения нашей теории.

Итак. Как бы это ни показалось парадоксальным, но для того, чтобы действительно чего-то добиться в нашей жизни

(в основной своей части все это, вероятно, касается интеллектуальных устремлений)

необходимо не только периодически (а быть может и постоянно – в зависимости от развития оных) заглушать все наши желания

(в данном случае не вызывает сомнений синонимичность понятий «желание – удовольствие»), сознательно (подсознательно) идя на душевный мазохизм

(в результате которого человек уже изначально испытывает определенную долю неудобства), но и понимать, что весь этот дискомфорт оказывается не иначе как «оправданно-необходимым».

Художник: Ермсолаев Е.Н.
Художник: Ермсолаев Е.Н.

Основной разъясняющей позицией, по всей видимости, может быть то, что

стоит нам поддаться силе искушения (берущей свое начало, как мы уже знаем, в бессознательном),

как почти тот час же начинает ослабевать вероятность достижения интеллектуально поставленных (раннее) целей.

И тогда уже именно отсюда следует, что нам необходимо сознательно (или, если угодно, бессознательно)

идти на внутренний дискомфорт (т.е. рассматривая это уже как вынужденную меру),

в результате которого вполне искусственно (и, как окажется, более чем оправданно)

будут заглушаться все (в перспективе имеющие место быть) стремления к получению удовольствия.

Художник: Шишкин
Художник: Шишкин

Необходимость подобного связана с тем, что и научная и литературная деятельность требуют определенного аскетизма в работе,

и в каком-то роде, для достижения результата индивиду просто необходимо оградить себя даже от мыслей о каком-либо варианте возникновения,

а тем более реализации, удовлетворения соблазнов. И таким образом,--

не только психическая энергия будет прямиком направлена (подчиняясь) на решение поставленных перед нами целей и задачей,

но и испытываемая в душе неудовлетворенность (а все виды порока непременно связаны с получением удовольствия)

будет способствовать возникновению той «рабочей злости», сублимировав которую в нужное нам русло мы получим известный, и запрограммированный для нас, результат.

Теперь рассмотрим основное подтверждение вышеизложенной теории на практике.

Представим себе, что некий индивид, наряду с достаточно «свободным» образом жизни

(обладая некими интеллектуальными способностями), – занимается еще и творческой деятельностью.

А по прошествии какого-то времени подобного совмещения у него стали появляться вполне справедливые мысли о том, что

он не успевает написать столько, сколько, быть может, хотел раньше.

Художник: Леонардо да Винчи
Художник: Леонардо да Винчи

И вот здесь вполне возможны два варианта дальнейшего развития событий.

Первый, -- смириться с этим, а значит продолжать совмещать научную или творческую деятельность,

периодически прерывая ее потворствованию своих жизненных инстинктов, т.е. отдавая на откуп бессознательному.

Естественно, в сопутствующих этому измененных состояниях сознания он не мог (или, практически не мог) долго работать.

А значит, со временем все чаще и чаще будет требоваться вынужденная (и в данном случае оправданная) пауза.

По второму же из возможных вариантов развития сюжета, этот индивид сознательно (или подсознательно)

вступает в конфронтацию с бессознательным, вполне искусственно начиная заглушать его.

Включаются механизмы запрета, цензуры, или «Сверх-Я».

Теперь бессознательному нет выхода наружу, а значит индивид уже может все свое свободное время отдавать только творчеству.

(Творчество это или научная деятельность -– в нашем случае суть одно.)

Художник: Стив Хэнкс
Художник: Стив Хэнкс

Более того, возникший в таком случае дискомфорт (в т.ч. и чувство нервозности, появившейся тревоги и т.п.)

этот индивид использовал во благо своей работы, сублимируя развивающийся невроз

(то, к чему, по всей видимости, и могло привести его поведение) в творчество или научную деятельность.

А периодически сопутствующие (в его теперешней жизни) некие дискомфортные позывы

(в т.ч. и появление бессознательного чувства вины,-- как следствие реакции на душевный мазохизм),

теперь служили тому, что за свою работу он брался с удесятеренной силой;

ибо, по всей видимости, это было единственной возможностью унять душевные страдания и

обрести то душевное спокойствие, к которому, вероятно, все из нас и должны стремится.

P.S. Не лишним, на наш взгляд, упомянуть, что в этом втором варианте индивид стал своеобразным

заложником своего уже нового состояния, обрекая себя на периодическое вызывание оного.

Что в итоге – вынуждало работать организм “на износ”.

Но, уже с другой стороны, это была, вероятно, вполне оправданная жертва.

Сергей Зелинский

(психотерапевт, теолог, писатель, чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг)