Найти тему
История.РФ

Как Кутузов заставил Ахмат-пашу мир заключить

Оглавление

На этой неделе юбилей М. И. Кутузова. Его величайшим достижением по праву считается кампания против Наполеона 1812 года. Важно помнить о том, что в 1811 году Россия все еще вела войну с Турцией, начавшуюся еще в 1806 году.  Французы всячески способствовали ее затягиванию. Всем уже было ясно, что грядет война межу Россией и Францией, и было необходимо разгромить турок и принудить их к миру. С этой задачей блестяще справился Кутузов.
В марте 1811 года Михаил Илларионович Кутузов назначается командующим Дунайской армией. Император Александр I ставит перед ним цель – во что бы то ни стало в кратчайшие сроки разгромить турок и принудить их к подписанию мирного договора. Задача осложнялась тем, что, предвидя начало новой войны с Францией, часть войск из Дунайской армии перевели на западные границы Российской империи, тем самым оставив в распоряжении Кутузова 45000 солдат против турецких 70000.
Это то и сыграло с турками злую шутку – если до этого османские войска теснили и выбивали из крепостей, теперь они решили перейти в наступление.

Рущук - первая победа

Сначала турки потерпели поражение при Рущуке – несмотря на то, что армия великого визиря Ахмет-паши насчитывала 60000 солдат и 78 пушек против 15000 русских солдат и 114 пушек.  Кутузов разгадал план противника – отвлекая атакой на правый фланг обрушить основные силы, в том числе многочисленную кавалерию, на левый фланг, окружить русских, зайдя им в тыл, и, прижав к берегу Дуная, полностью уничтожить. Но этого не вышло – русские войска были выстроены в три линии, пехота выстроилась в каре – идеальное построение для отражения всадников.  Концентрированный артиллерийский огонь смешал ряды солдат Ахмет-паши, атаковавших правый фланг, а ружейный огонь пехоты окончательно привел наступавших в замешательство. На левом фланге у турок дела шли лучше – анатолийская кавалерия была опытна и хорошо обучена и частично справилась с задачей, прорвав фланг. Часть всадников отправилась к укреплениям Рущука, чтобы блокировать занимавший его гарнизон. Однако вместо того, чтобы отсиживаться, русские солдаты совершили вылазку. В это же время Кутузов направил в контратаку свою кавалерию, которая составляла третью линию построения. Зажатые врагами со всех сторон турки обратились в бегство. Потери русской армии составили 500 человек, османской – 5000. Ахмет-паша, собравший свою армию, ожидал, что Кутузов будет пытаться его атаковать, поэтому приказал построить укрепленный лагерь.


Кто куда переправится? Кто как окопается?

Но, Михаил Илларионович не хотел рисковать людьми и подыгрывать противнику. Он переправился на противоположный берег Дуная и стал ждать. Великий визирь, видимо, решил, что русские войска понесли большие потери и совсем ослабли. Тем более, его армия все еще насчитывала около 65000 человек. Военные действия, объединенные названием «битва при Слободзее», длились с июня по декабрь.
Турецкий полководец умело провел манёвр, отвлек русские караулы ложной высадкой – ее отбили, а в это время 6000 отборных солдат Османской империи – янычар – высадились у Слободзее. Еще с поздних средних веков турецкие воины, особенно янычары, имели привычку окапывать свои позиции – это очень помогало в борьбе против западноевропейских рыцарей, да и вообще укрепленные позиции это хорошо. Так что янычары успели не только высадиться, но и возвести земляные укрепления.
Генерал Булатов, отправленный Кутузовым во главе пяти батальонов, поначалу не смог выбить янычар с позиций, при этом, его солдаты потеряли одно знамя. Все это время Ахмет-паша переправлял свои войска, наращивая их численность на «русском» берегу Дуная. Ситуацию исправили еще два батальона и 8 орудий, которые русский главнокомандующий выслал для усиления солдат Булатова. Пушки начали вести огонь по транспортным судам противника, и османским солдатам приходилось бороться с бурным течением холодного Дуная - многие солдаты турок утонули. А русская пехота, получившая подкрепления, смогла выбить янычар из окопов. Но великий визирь не был готов уступать – со своего берега он открыл огонь по обратившимся в бегство подчиненным, а восьми пушек, все же, было недостаточно для того, чтобы потопить все суда противника. Турки вновь начали теснить русских солдат, Кутузов приказал генералу Булатову отвести войска.
На следующий день на «русском» берегу Дуная было уже 36000 османских солдат, на другом оставалось около 30000. Кутузов понимал, что не имеет достаточно сил для решающего сражения и перенес лагерь к Слободзее, куда начали подходить подкрепления (в итоге, численность русских войск достигла 25000 солдат). Лагерь Михаил Илларионович укрепил. Турки, верные своей военной традиции, так же укрепляли и окапывали свой лагерь на «русском» берегу. Их попытки взять русский лагерь нахрапом провалились, а вот русское нападение увенчалось успехом, солдаты Кутузова захватили вражеский редут. Ахмат-паша прекратил активные действия, желая сначала довести земляные работы. А русский главнокомандующий задумал дерзкий план разгрома противника – одновременно атаковать оба турецких лагеря, не давая возможности оправиться и уйти от разгрома. На руку Кутузову играло и то, что немалая часть турецкого войска состояла из недисциплинированных воинов разных мастей, многие из которых начали сбегать из армии. Для осуществления поставленной задачи, чтобы усыпить бдительность противника, небольшие партии казаков регулярно переправлялись на «турецкий» берег Дуная, и мелкие стычки превратились в обыденность.

Как снег на голову...

Тем временем, в тайне от турок, строились паромы для переправы основной ударной группировки на «турецкий» берег. Казаки настолько «примелькались» и совершали свои вылазки в других местах, так что Ахмат-паша и подумать не мог, что столько противников окажется в том месте, куда Кутузов совершил переброску своих сил. Хоть и не без задержек, 25 русских батальонов во главе с Генералом Марковым оказались на «турецком» берегу. Солдаты Маркова как снег на голову обрушились на 20000 турок, стоявших лагерем у Рущука полностью неготовых к сражению – они почти не оказали сопротивления, часть погибла, кто-то смог бежать, а остальные попали в плен. Марков потерял всего 9 солдат убитыми, 40 получили ранения – такие сокрушительные поражения редки в военной истории. Но, генерал не стал почивать на лаврах, а приказал немедленно открыть огонь из трофейных турецких орудий по турецкому лагерю, находившемуся на «русском» берегу Дуная. А Ахмат-паше было не до шуток – ведь в это же время Кутузов с основными силами русской армии атаковал его позиции.
Ахмат-паша бежал из своего лагеря и укрылся в Рущуке. Но это было выгодно Кутузову – по турецким законам, если бы турецкий военачальник был окружен, то он не имел бы права вести переговоры и не смог бы заключить мир. Ахмат-паша сначала упорствовал, но, в итоге, был вынужден согласиться – турецкий лагерь подвергался бомбардировкам с двух сторон, все припасы были в захваченном лагере. В итоге из 36000 солдат, которых великий визирь Ахмат-паша переправил на «русский» берег Дуная, выжило меньше 14000, если не считать 2000 солдат из христианского населения, покоренного османами, которые сбежали из лагеря и перешли на сторону русских. Общие потери турок превысили 20000 человек убитыми, не говоря уже о всем вооружении и оснащении лагеря, знаменах, казне и прочем. Кутузов же, понеся минимальные потери, блестяще справился с задачей, поставленной императором – принудил турок, наконец-то, заключить мир и освободил войска для того, чтобы они смогли защитить Россию от надвигавшейся Грозы 1812 года.

Филипп Митлянский