День Оленя – профессиональный праздник работников оленеводства в Ненецком автономном округе и Республике Коми. Празднование Дня Оленя приурочено к окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочевки стад на зимние пастбища. Отмечается 2 августа одновременно с ... Днём ВДВ! День Оленя не следует путать с Днём оленевода, который проводится весной, в марте или в апреле.
Дело было в далёком 2008 году. Почетный оленевод Ненецкого Автономного Округа Семён Босянин услышал по телевизору о страшной пандемии свиного гриппа и очень перепугался: вдруг этот вирус смертельно опасен для оленей? Не мешкая ни секунды, он начал решительно действовать! Первым делом оленевод ввёл масочный режим и определил социальную дистанцию между оленями – не менее двух метров. Но, олени проявили вопиющую недисциплинированность, они постоянно сбивались в кучу и норовили сбросить медицинские маски, которые мешали щипать ягель. Даже штрафные санкции, в виде пяти ударов хареем* по хребтине, не помогали. Ситуация выходила из-под контроля. Однако объявить карантин он не осмелился, чтобы не брать на себя излишнюю ответственность Босянин осторожно ввёл режим добровольной самоизоляции.
Через некоторое время в стаде начался массовый падеж. После того, как весь ягель в загонах был съеден старые особи, обездвиженные и истощенные, начали умирать. «Вирус свирепствует! – решил Семён. – Значит, не зря принимал меры предосторожности!» Но молодые олени каким-то чудом всё еще держались. «У них есть иммунитет!» – подумал оленевод. Это обнадеживало, а в том, что сдохли пожилые особи, он видел свои плюсы. Во-первых, не будут потреблять драгоценный ягель, а во-вторых, без старых оленей стадо будет мобильней и станет еще более управляемым.
Семён Босянин начал потихоньку ослаблять режим самоизоляции, выпуская оленей небольшими группами на пастбище. Стадо постепенно набирало вес и, ко второму августа, было способно к перекочёвке.
Окрыленный этим, Семён телефонировал о своём успехе в районный центр, но там его стараний не оценили, потому что, ни о каком свином гриппе ничего не слышали. «Заплесневелые бюрократы, – негодовал Босянин. – Они даже телевизора не смотрят!» Тогда он телеграфировал о своих успехах на большую землю, где детально описал ситуацию во всех подробностях. В Москве про пандемию свиного гриппа слышали, хотя и не предполагали того, что ужасный вирус H1N109 уже вовсю лютует в труднодоступных районах крайнего севера.
В министерстве поблагодарили оленевода за оперативность и решительность, заметив, что такие ценные наработки могут пригодиться в будущем; поздравили с приближающимся «Днём Оленя» и в честь праздника представили Семёна Босянина к правительственной награде с присвоением ему почетного звания Заслуженного Оленевода Ненецкого Автономного Округа и выплатой денежной премии в размере пятнадцати тысяч рублей.
Премию оленевод потратил с умом! Сперва он установил в тундре две айпи видеокамеры с системой распознавания биометрии лиц, для слежения за стадом, а на оставшуюся сумму – вымостил тропинку к своему чуму тротуарной плиткой!
Автор шуточного рассказа Николай Ревлис
15.09.2020 г.
*ХАРЕЙ м. арх. самоедск. оштол, палка, длинный шест, используемый оленеводами для регулирования движения оленей.
©Revlis 2020