Найти тему

Мои исследования в невесомости наконец-то были рассекречены

Слухи о настоящей, удивительной, хотя и короткой, невесомости в полётах у нас на Ту-104 прокатились по огромному коллективу ЛИИ (тогда всех сотрудников: учёных, инженеров, рабочих, лётчиков в институте было 12 тысяч).

Наверное, говорили и о загадочном Китаеве-Смыке, который берёт подопытными людей в полёты и платит им большие «лётные». Это я сейчас понимаю, но тогда не задумывался о том, что стал известным, конечно, только «внутри» нашего секретного института. Все мои мысли, время и силы были заняты новыми физиологическими, зоологическими, психологическими исследованиями влияния невесомости на людей и разных животных. Как изменяются эмоции, мысли, действия при мгновенном исчезновении влияния силы тяжести, такой привычной всем нам, что все мы, живя на Земле, её не замечаем?

Руководство института в 1962 г. решило послушать о том, что же делается в полётах «на невесомость» (как тогда говорили).

Предложили мне сделать доклад на Учёном совете Лётно-Исследовательского института. По моим схемам и графикам сделали большие красочные плакаты. На них не было надписей, чтобы не ставить на плакатах гриф «секретно». Я их развесил на стене. Слушали с интересом, вопросы задавали непростые.

Внимание и понимание всего, о чём я говорил, было обусловлено тем, что авиация: обучение и воспитание лётчика, его действия в полётах, устройство органов управления самолётом, — всё основывалось на психологии и антропологии.

После доклада закрутилось колесо. Решили рассекретить и публиковать результаты моих исследований. Почти всё, что в них было обнаружено и изучено было открыто впервые не только в нашей стране, но и в мире, опережая американцев.

Вероятно, где-то «наверху» было решено предъявить всё это и нашему народу, и США как очередную победу советской науки, руководимой коммунистической партией. Надо сказать, я никогда не был членом ни ВКПб, ни КПСС не только из-за критического отношения к большевизму (у меня были основания!), но и из-за нежелания партийного надзора над моей личной жизнью.

Рассекречиванием занялся Марк Лазаревич Галлай, человек удивительный и легендарный: Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель и член Союза писателей СССР.

С Галлаем я познакомился заочно, когда оканчивал аспирантуру в Институте фармакологии АМН СССР. Прочитав его "Записки летчика-испытателя", я понял, что надо мне быть авиационным врачом, летать и прыгать с парашютом. А когда, мой хороший знакомый Андрей Михайлович Клочков предложил мне работать в Летно-Исследовательском институте, я тут же бросил аспирантуру и перешел в засекреченный ЛИИ, который не секретный назывался: предприятие Почтовый ящик №12.

Первая книга Марка Галлая «Через невидимые барьеры: Из записок летчика-испытателя» М.: Мол. гвардия, 1960.
Первая книга Марка Галлая «Через невидимые барьеры: Из записок летчика-испытателя» М.: Мол. гвардия, 1960.

Я с ним познакомился лично, когда готовили будущих космонавтов к полету на первом мире космическом корабле Восток. Галлай был наставником будущих космонавтов, как бы их "дядькой".

М. Л. Галлай контролировал обучение будущих космонавтов управлению первым в мире космическим кораблём «Восток»
М. Л. Галлай контролировал обучение будущих космонавтов управлению первым в мире космическим кораблём «Восток»

Марк Галлай был и в составе комиссии экзаменующей будущих космонавтов.

М.Галлай, Н.Каманин, К.Феоктистов экзаменуют будущих космонавтов по конструкции нового космического аппарата. 1961 год Фото взято https://www.arms-expo.ru/img/385/38538134.jpg
М.Галлай, Н.Каманин, К.Феоктистов экзаменуют будущих космонавтов по конструкции нового космического аппарата. 1961 год Фото взято https://www.arms-expo.ru/img/385/38538134.jpg

В самом начале войны, когда фашисты по ночам начали бомбить Москву, он первым в ночном бою сбил над Москвой вражеский самолет, тяжелый двухмоторный бомбардировщик Дорнье 215.

Dornier Do 215. Фото из открытых источников.
Dornier Do 215. Фото из открытых источников.
Когда Иосиф Сталин, узнал, он спросил
- Какого звания этот летчик?
- Он гражданский летчик-испытатель.
- Марк Галлай, старший лейтенант Рабоче-Крестьянской Красной Армии! - приказал Сталин.
В начале войны это звание было очень высоким.
Так Марк Лазарович Галлай стал военным летчиком. В отставку он вышел полковником.
Марк Лазарович Галлай Фото https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=3665265
Марк Лазарович Галлай Фото https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=3665265

Рассекречивание меня было стремительным: комиссия в ЛИИ, комиссии в Комитете авиапрома СССР, в Совете Министров и в ЦК КПСС.

Назначено на телевидении моё выступление. Доклад на ТВ готовил я сам, никто ни слова мне не сказал, что можно и чего нельзя говорить, что и как показывать. Сам я решил, о чём рассказать гражданам нашей страны, какими фрагментами киносъёмки в невесомости проиллюстрировать свой доклад. Подобрал и скопировал кинофрагменты для трёх кино иллюстраций: первый — подлиннее, последний — покороче, чтобы телезрителям не стало скучно их смотреть.

Почему я глупо опасался этого? В невесомости нами были отсняты километры киноплёнки. Всё на ней уже казалось мне обыденным, а ведь для телезрителей стало чудом.

Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».

Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.

С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.