Слухи о настоящей, удивительной, хотя и короткой, невесомости в полётах у нас на Ту-104 прокатились по огромному коллективу ЛИИ (тогда всех сотрудников: учёных, инженеров, рабочих, лётчиков в институте было 12 тысяч).
Наверное, говорили и о загадочном Китаеве-Смыке, который берёт подопытными людей в полёты и платит им большие «лётные». Это я сейчас понимаю, но тогда не задумывался о том, что стал известным, конечно, только «внутри» нашего секретного института. Все мои мысли, время и силы были заняты новыми физиологическими, зоологическими, психологическими исследованиями влияния невесомости на людей и разных животных. Как изменяются эмоции, мысли, действия при мгновенном исчезновении влияния силы тяжести, такой привычной всем нам, что все мы, живя на Земле, её не замечаем?
Руководство института в 1962 г. решило послушать о том, что же делается в полётах «на невесомость» (как тогда говорили).
Предложили мне сделать доклад на Учёном совете Лётно-Исследовательского института. По моим схемам и графикам сделали большие красочные плакаты. На них не было надписей, чтобы не ставить на плакатах гриф «секретно». Я их развесил на стене. Слушали с интересом, вопросы задавали непростые.
Внимание и понимание всего, о чём я говорил, было обусловлено тем, что авиация: обучение и воспитание лётчика, его действия в полётах, устройство органов управления самолётом, — всё основывалось на психологии и антропологии.
После доклада закрутилось колесо. Решили рассекретить и публиковать результаты моих исследований. Почти всё, что в них было обнаружено и изучено было открыто впервые не только в нашей стране, но и в мире, опережая американцев.
Вероятно, где-то «наверху» было решено предъявить всё это и нашему народу, и США как очередную победу советской науки, руководимой коммунистической партией. Надо сказать, я никогда не был членом ни ВКПб, ни КПСС не только из-за критического отношения к большевизму (у меня были основания!), но и из-за нежелания партийного надзора над моей личной жизнью.
Рассекречиванием занялся Марк Лазаревич Галлай, человек удивительный и легендарный: Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель и член Союза писателей СССР.
С Галлаем я познакомился заочно, когда оканчивал аспирантуру в Институте фармакологии АМН СССР. Прочитав его "Записки летчика-испытателя", я понял, что надо мне быть авиационным врачом, летать и прыгать с парашютом. А когда, мой хороший знакомый Андрей Михайлович Клочков предложил мне работать в Летно-Исследовательском институте, я тут же бросил аспирантуру и перешел в засекреченный ЛИИ, который не секретный назывался: предприятие Почтовый ящик №12.
Я с ним познакомился лично, когда готовили будущих космонавтов к полету на первом мире космическом корабле Восток. Галлай был наставником будущих космонавтов, как бы их "дядькой".
Марк Галлай был и в составе комиссии экзаменующей будущих космонавтов.
В самом начале войны, когда фашисты по ночам начали бомбить Москву, он первым в ночном бою сбил над Москвой вражеский самолет, тяжелый двухмоторный бомбардировщик Дорнье 215.
Когда Иосиф Сталин, узнал, он спросил
- Какого звания этот летчик?
- Он гражданский летчик-испытатель.
- Марк Галлай, старший лейтенант Рабоче-Крестьянской Красной Армии! - приказал Сталин.
В начале войны это звание было очень высоким.
Так Марк Лазарович Галлай стал военным летчиком. В отставку он вышел полковником.
Рассекречивание меня было стремительным: комиссия в ЛИИ, комиссии в Комитете авиапрома СССР, в Совете Министров и в ЦК КПСС.
Назначено на телевидении моё выступление. Доклад на ТВ готовил я сам, никто ни слова мне не сказал, что можно и чего нельзя говорить, что и как показывать. Сам я решил, о чём рассказать гражданам нашей страны, какими фрагментами киносъёмки в невесомости проиллюстрировать свой доклад. Подобрал и скопировал кинофрагменты для трёх кино иллюстраций: первый — подлиннее, последний — покороче, чтобы телезрителям не стало скучно их смотреть.
Почему я глупо опасался этого? В невесомости нами были отсняты километры киноплёнки. Всё на ней уже казалось мне обыденным, а ведь для телезрителей стало чудом.
Друзья, сообщайте ваше мнение и подписывайтесь на канал «Проникновение в космонавтику».
Дайте прочитать вашим родственникам и знакомым. Пусть они тоже подпишутся на канал. Читайте предыдущие материалы и те, что будут публиковаться дальше.
С уважением, Леонид Александрович Китаев-Смык.