Найти тему

Нейминг: как ты фирму назовёшь, так она и поплывёт.

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Ищете подходящее имя для компании? Товара? Или уже назвали и хотите удостовериться, что поступили правильно? Считаете, что дали самое подходящее имя? Узнайте из этого материала.

Об авторе: маркетолог с опытом 15 лет (работаю с 2005 года). 3 года на руководящих позициях в сфере маркетинга. 7 лет консультирую малые и средние предприятия. Два высших образования – маркетинг и управление. Среди клиентов заводы-производители, интернет-провайдеры, государственные органы, а также стартапы и малый бизнес из более 15 городов России, 9 стран Европы, 3 стран Азии, США, Чили, Новой Зеландии. Помогла более 30 стартапам из разных городов России удержаться на рынке и выйти на прибыль.

Зачем это нужно?

Не поверите, но многие из моих клиентов работают годами без названия. Масса людей приходят за лендингом и настройкой рекламы, являясь мастером или группой мастеров, без наименования компании, совершенно не понимая, зачем это название вообще нужно.

«Мы ставим откатные ворота», - говорит мне клиент, - «я даю объявление на Авито, звонков хоть отбавляй! Им им всё равно, что я ИП Пупкин, главное, что мастер я хороший и договор официальный».

Конечно, многие на Авито ищут безымянного мастера в погоне за экономией, а компании ООО «Пупкин и ворота» испугаются, как потенциально дорогой. Но вы же не можете всю жизнь быть безымянным мастером? Рано или поздно вы вырастете в качестве, захотите увеличить средний чек, а значит, вам нужно будет больше доверия потенциальных клиентов совершенно другое позиционирование. Вам нужны будут люди, которые позволяют себе платить больше, но хотят получать уверенную гарантию и качество.

Долго думал, как назвать, но так и не придумал.
Долго думал, как назвать, но так и не придумал.

О чём говорит название?

Кстати, вывеска может сходу привлечь нужную целевую аудиторию, определить адекватный в этой ситуации прайс:

Салон красоты в самом центре с порога заявляет о цене претенциозным названием про Luxury, это часто студия имени известного мастера или фурор типа «Посольства красоты». Салон в районе недалеко от центра из серии «Bonny» или «Cherry» говорит о средней цене, но вполне качественных услугах. В парикмахерскую «Лариса», даже если она в центре города, никогда не придут модные молодые девушки. Туда придут возрастные тётеньки и дяденьки, чтобы получить стрижку за копейки от Ларисы-парикмахера. Категория «на дне прайса» достаётся вот этому чуду из моего района (около 5 км от центра города):

У них нет названия. У них "Парикмахерская".
У них нет названия. У них "Парикмахерская".

Стрелка работает и в обратную сторону: хотите получать космическую оплату за свои услуги? Назовитесь максимально роскошно! Конечно, к названию неплохо бы прибавить супер-сервис, удобное местоположение и, самое главное, высокое качество услуг.

Это своего рода рациональный подход, который широко использовался в 2000х и 2010х. Тогда же наиболее эффективными были функциональные названия – те, в которых прямо указан род деятельности. Сейчас же всё более в тренде «френдли»-нейминг. Это когда вы можете назвать свой магазин с пивом «У чёрта лысого», но погоду это не испортит. Мимо проходящие мужчины не испугаются, и готовы будут заплатить за пиво больше, чем у конкурентов. При условии, что у вас удобно, весело, вкусно и дружелюбно. Ваш магазин «Рекси» может спокойно продавать корма для собак премиум класса, в то время как в соседний «VIP Dog’s house» никто не зайдёт: устали люди от этих «вип-вип» и совсем им не доверяют.

Как придумать?

Итак, вы уже понимаете, что правильно название – это важно и напрямую влияет на кошелёк бизнесмена. Что ещё следует учесть в процессе нейминга?

  • Короткие названия легко запомнить и произнести. «Софа» лучше, чем «Дворец мебели на Ивановской» - покупатели непроизвольно начнут сокращать.
  • Если в названии есть ритм, рифма – оно хорошо запоминается. У вас есть что зарифмовать в «Палки-скалки»? Отлично! Это запомнять быстрее всего.
  • Отлично запоминаются «цветовые» название – «Голубое небо», «Красный мамонт». Почему? Не знаю, но это факт.
  • Будьте осторожны с англоязычными названиями. Раньше имя на латинице говорило о статусности места, высоком качестве – сейчас это почти не работает, а вот путаться в буквах и коверкать имя вашей компании будут непременно.
  • Покопайтесь в истории. Конечно, магазины с названиями «Марс», «Артемида» и «Зевс» всех достали. Но иногда попадаются крайне интересные легенды. В 2000х годах мы искали название для марки бетона: агентства предлагали «Дальлеспромхозстройцементы», которые мы сразу отмели. Рукводитель отдела села за дело сама и накопала короткое и красивое слово «Трилитон» - так называются тройные конструкции со Стоунхенджа. Стоят веками и не рушатся! Прекрасное название для марки стройматериалов, правда?
  • Не всегда копания в истории, терминологии, технологии производства приводят к положительному эффекту. В магазин «Ксантогумол» вы вряд ли пойдёте: попахивает сектой и феншуем. Тем временем это всего лишь компонент, который используется при приготовлении пива (или в составе пива – не суть).
  • Подумайте, как вы объясните название клиенту, если он спросит о его происхождении. Хорошая легенда должна быть наготове.
Собственная коллекция. Рыба, напитки и пончики. Селёдка и кефир!
Собственная коллекция. Рыба, напитки и пончики. Селёдка и кефир!

Как выбрать лучшую из идей?

В общем, попробуйте подходить к названию с разных сторон. Выпишите все идеи на листочек и отправляйтесь узнавать мнение у фокус-группы. Под фокус-группой я подразумеваю не кучку ваших друзей, знакомых, жену и собаку. Это должны быть ваши потенциальные клиенты, которые действительно готовы будут приобрести у вас товары или заказать услуги.

Не надо спрашивать, что им больше нравится! Объясните, что есть несколько магазинов с такими названиями, что легче выговорить? В какой магазин они пойдут и почему? В каком районе по их мнению самые приятные цены или замечательный ассортимент? С чем ассоциируются названия?

Вам, например, кажется определённое имя логичным и адекватным, а клиент может найти в нём смущающие, неприятные намёки, указание на низкое качество или высокие цены, что угодно!

Видимо, сеть или франшиза: где-то есть ещё №2 и №3.
Видимо, сеть или франшиза: где-то есть ещё №2 и №3.

Я долго придумывал, а конкуренты спёрли.

Двигаемся дальше, и осознаём, что название хорошо бы защитить, чтобы проклятые конкуренты не повторили. Да и самому бы не навлечь их гнев. Что нам говорит законодательство по этому поводу?

Зарегистрировать вы можете товарный знак. Он суть есть уникальное написание, которое только вы можете использовать на вывеске и в рекламной продукции. Проверить уникальность бренда можно, например здесь https://onlinepatent.ru/trademarks/

Процесс регистрации – хоть и не самая большая заморочка, но является темой отдельной.

Что говорит нам судебная практика в России по поводу одинаковых названий? Всё просто: они не должны совпадать в рамках одного субъекта и в одной нише. Если вы назвали магазин сантехники «Посейдон», и в вашем же городе хитрый конкурент выбрал такое же для своего магазина унитазов – вы можете судиться на предмет, кто назвался раньше. Если у него ресторан «Посейдон», а не магазин – так можно. Если есть магазин сантехники «Посейдон» в Ялте, а вы такой же в Севастополе – тоже сложно бороться.

И конечно, нельзя использовать в названии имена с авторским правом, а на вывесках чужие фирменные изображения. Магазину «Найк» сразу прилетит по шапке от антимонопольного комитета.

Дисней даже не представляет...
Дисней даже не представляет...

Фантазии не хватает?

Если у вас возникают сложности с выбором хорошего имени, с проверкой на уникальность, с легендой, обратитесь в агентство. Вам предоставят массу вариантов, которые (в хорошем агентстве) логически обоснуют. Это не всегда дорого, но профессиональный подход обязательно окупится, имя прослужит долго и не будет вызывать у клиентов подозрения и вопросы.

Есть потребность в качественном нейминге? Есть вопросы по бизнесу и маркетингу? Обращайтесь! Записаться на консультацию можно на сайте www.fc-club.ru.

Всем процветания и...

До связи!