Найти тему
MamPap.World

Детское словообразование

https://mampap.world/blogs/entry/281-детское-словообразование/

- Кружинка, кружинка, - повторяла моя дочь.

- Нет, это пружинка, - поправляла ее я. Но она продолжала «кружинка». Она прекрасно понимала, что такое пружина, видела на детской площадке качалку на пружине или находила маленькую пружинку в разобранной машинке. И продолжала твердить «кружинка». Ну ведь и правда, догадалась я. Пружинка состоит из колечек, а они круглые. Так что вполне логично, что дочь называла ее «кружинкой».

Подобное словообразование характерно для маленьких детей, которые активно постигают окружающий мир. Об этом еще Корней Чуковский писал в своей знаменитой книге «От двух до пяти». Ребенок осваивает язык с помощью аналогий и ассоциаций. Поэтому в детской речи появляться такие удивительные неологизмы, т.е. новые слова или словосочетания.

У того же Чуковского находим.

Мазилин - так одна маленькая девочка назвала вазилин, потому что им можно мазать.

Цепля – вместо петля. Потому что обозначает то, чем цепляешь за крючок.

Кусарик – вместо сухарик. Ведь для детей примечателен не тем, что сухой, а тем, что кусать можно.

Копатка – это лопатка, колоток - молоток, вертилятор - вентилятор и т.д.

Каково же было мое удивление, когда листая страницы «От двух до пяти», я наткнулась на уже знакомую «кружинку». Впервые книга Чуковского вышла в 1928 году, значит описывал он в ней опыт детей начала XX века. Представьте себе, мы живем уже в XXI, а дети наши придумывают такие же слова, что 100 лет тому назад!

Рано или поздно ребенок вырастает, и тяга к такому непосредственному и ассоциативному словообразованию проходит. Даже как-то жаль! А вы прислушиваетесь к вашему малышу, записываете за ним необычные и забавные словечки?