Приятельница звонит, канючит: "Ты чего обо мне совсем забыла, не заходишь? А ведь когда-то были не разлей вода..." Да, были. Когда вместе работали, были общие интересы, да и помоложе мы были, посвободней, находили время для совместных интересных мероприятий. Потом она замуж вышла, я тоже. И как-то незаметно общение сошло на нет.
Выросли наши дети, да и мы стали другими. У меня появилось больше свободного времени, но прибавилась куча новых увлечений, и они как-то не пересекаются с её делами. Но раз просит, надо встретиться, наверняка найдётся о чём поговорить.
- Ну где соберёмся? Давай у меня на даче, - предлагаю я. - Я мясо пожарю... Пока погода хорошая, надо каждый погожий денёк ловить. А то скоро похолодание!
- Нет, зачем к тебе ехать в такую даль (мой садовый участок в 12 километрах от города), лучше ко мне приходи. Хоть посмотришь как я живу, какую я теплицу сделала...
А чего нет-то? Ещё лучше. У неё свой дом в черте города, беседка, большая крытая веранда, место есть. Живёт в этих хоромах одна, муж умер, впрочем, как и мой.
Прихожу в предвкушении мирных посиделок, взяла для настроения приятного напитка цвета разбавленного чая, тортик... И у самой калитки встретила меня компания из двух мальчишек-погодков, лет семи. Внуки.
- Ну ты не одна, что ли?
- Да, это накладка такая получилась. Я дочери сказала, чтобы не приводила, а они с мужем куда-то по магазинам собрались. Вот и привели. Что поделаешь!
Я по опыту знаю, что с детьми не поболтаешь. Ну, может, и ничего, друг с другом будут играть. Но уже я, честно говоря, напряглась.
- А ты разве не говорила, что тоже занята?
- Говорила. Но разве им объяснишь?..
Как я и предполагала, отдыха в беседке с видом на закат не получилось. Мальчишки оказались шумные, не понимающие ни слов, ни уговоров, ни окриков. Их было двое, но мне показалось, что все семь. Причём, я не могу назвать их "игры" шалостью, это было самое беспардонное хулиганство, закончившееся разбитым стеклом в теплице. Это их не остановило, и вообще, у меня создалось такое впечатление, что их долго держали в темнице взаперти, а вот только сегодня, час назад, выпустили. И они творят что хотят.
На мой вопрос, почему они такие невоспитанные и не понимающие нормальных слов, она, понизив голос, сказала, что дочь воспитывает по-своему, по японски: всё им до семи лет будет разрешено, ругать нельзя, а то скандал... И вот она терпит. И каждый раз облегчённо вздыхает, когда их забирают.
-А что, ты не можешь обозначить свои правила и границы в твоём собственном доме? Они же просто неуправляемые, внуки твои!
- Нет. Дочь обидится. Говорит, они просто такие активные...
- А ты обидеться не хочешь?
- Да что я... Кто меня слушать-то будет...
- Ну, я не ты, - сказала я, и, когда особенно расшалившийся юный "вождь краснокожих" попал в меня мячом (целился специально, я заметила), я сделала страшное лицо и сказала, что , пока бабушка не видит, я его отведу за угол, оторву писюн и брошу в колодец. Чтобы и вправду не подумал, что ему всё разрешено... Эх, ремня бы ему... Но в наше время детей не лупят, хотя иным это пошло бы на пользу. Но это чисто моё мнение, и я готова за него ответить перед всем миром.
Но ребёнок (его чем пугать-то надо?) передразнил меня и убежал хулиганить дальше. Я решительно встала и собралась уходить, нисколько не скрывая осуждения по поводу поведения ... нет, не педагогически запущенных детей, а их слабохарактерной бабушки. На прощание сказала открытым текстом всё, что я думаю про её самоуважение (а, точнее, его полное отсутствие). Закрывая калитку, заметила, что у подруги совсем несчастный и больной вид. Но тут уж я помочь ничем не смогу.