Найти в Дзене
Даруль Фикр

Открытый призыв. Вывод 2.

Оглавление

В чем смысл ниспосланного Аллахом Пророку специально выделенного (узко-направленного) повеления, касающегося призыва к Исламу его родственников (несмотря на то, что призыв родственников само собой органично входит в общий смысл аята-повеления, посвященного призыву в Ислам — «И объяви открыто о том, что велено тебе»).

Смысл этого заключается в том, что как у Пророка, так и любого другого проповедника, существует особая ответственность за своих близких и родственников, призвать которых к истине они должен в первую очередь.

По направленности призыва к тому или иному объекту, ответственность проповедника можно подразделить на три вида:

1. Ответственность, направленная к самому себе (в самосовершенствовании, саморазвитии и самовоспитании)

Ответственность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, направленная к самому себе, формировалась в течение длительного периода на основе ниспослания ему Откровений, которые укрепляли его убеждения в том, что он Пророк, и что все низводимое ему — есть Откровение Аллаха. Это должно было подготовить сердце Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к восприятию всего последующего ниспослания.

2. Ответственность за призыв своей семьи и родственников

Обязанность распространения Ислама в семье и среди своих родственников лежит на каждом мусульманине. Этот призыв ничем не отличается от призыва Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за исключением того, что Пророк призывал к новой религии, a рядовой мусульманин призывает к уже существующему учению. Пророки и посланники не имеют права не призывать к тому, что им было велено передать. Также и глава семьи не должен пренебрегать призывом по отношению к своим родственникам. Он обязан требовать от них выполнения возложенных обязанностей.

3. Ответственность ученого за призыв людей своего региона (территории) и правителя за призыв народа своего государства

Каждый из них является наместником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом было сказанного им:

«Ученые наследники пророков».

Поэтому правителя и имама называют «халиф» (наместник — то есть, наместник Посланника Аллаха).

Правители в исламском обществе должны обладать определенными знаниями. Нет различия между масштабами обязательств Посланника Аллаха и обязательств правителей и ученых (как было уже упомянуто, за исключением того, что Пророк призывал к новой религии, а правители призывают лишь к существующему учению).

Из этого следует, что Посланник Аллаха нес обязательства в трех направлениях (нес три вида обязательств):

  1. по отношению к себе, как мукалляф [1];
  2. по отношению к своим родственникам и близким, как глава семьи;
  3. по отношению ко всем людям, как Пророк и Посланник Аллаха.

Каждый человек несет общую с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ответственность:

  • мукалляф — первый вид ответственности;
  • семьянин — второй вид ответственности;
  • правитель и ученый — третий вид ответственности.

[1] Мусульманин, способный отвечать за свои поступки (то есть совершеннолетний человек, находящийся в здравом рассудке (прим. пер.)

Вывод 1.

Вывод 3.