Всем привет, дорогие читатели, подписчики и все те, у кого есть глаза, интернет и время околачиваться в Дзене. Сегодня я бы хотел поделиться с вами своими мыслями о фильме «Место под соснами» 2012 года. Сразу скажу, что фильм мне не понравился. И это не означает, что и вам он должен не понравится, нет! Дело в том, что в процессе написания подобных статей мне приходится самому анализировать детали и приходить к аргументированным выводам. Итак, если вы готовы выслушать мои аргументы — то прошу запастить терпением и внимательно прочесть. Это дополненная статья.
Сюжет
Люк — мотоциклист-трюкач, выступающий в цирке. Встреча с бывшей девушкой Роминой приводит к тому, что он случайно узнаёт о существовании своего сына Джейсона. Люк решает завязать с карьерой в цирковых представлениях, чтобы заботиться о нём. Но вот беда — у него нет денег. Люк находит напарника и они решают от безвыходности грабить банки. После одного из таких ограблений, при задержании Люка убивает полицейский Эвери Кросс. Через 15 лет все эти события отразятся на детях главных героев.
Основная проблема
Основная проблема данного фильма в том, что он пытается объять необъятное и усидеть сразу на трёх стульях. Перед сценаристом и режиссёром стояла трудная задача — раскрыть детально Люка и Кросса, чтобы была подводка к финальной драме с уже взрослыми детьми главных героев. И всё это нужно было уместить в 2,2 часа. Т.е. основная идея выстраивается вокруг темы отцов и детей. Но фильм, зачем-то из семейной драмы резко уходит в криминальный жанр с продажными копами, чтобы к финалу опять вильнуть в прежнее русло. Это ему сильно вредит. При этом фильм не справляется ни с раскрытием главных персонажей, ни с раскрытием морали, ни с драматической частью.
Линия про полицейских получилось самой удачной. Во-первых Бредли Купер играет лучше здесь, чем Гослинг, да и в этой сюжетной ветке вступает не менее колоритный персонаж в исполнении Рея Лиотты. Лиотта — шикарен! Кроме того тут есть сильный экшен в виде погони. Дрожащая камера с эффектом присутствия и ракурсы из полицейских машин просто отличные. Сразу вспоминается отличный фильм «Патруль» 2012 года.
Финальная, самая важная часть фильма бездарно провалена! Она должна была всё связать воедино и сделать вывод, но история с подростками вышла не убедительной и откровенно слабой. Знакомство подростков, их диалоги между собой и конфликты просто набор каких-то клише. За кадром Кросс успел развестись со своей женой — это тоже кстати важно, причины нам тоже никто не объяснит и не покажет. Просто сын хочет жить с папой — вот и вся история. Между тем, правильные семейные конфликты и взаимоотношения сына с отцом могли бы привести к пониманию поведенческих паттернов у Эл Джея. Тогда, возможно, его образ стал более убедительным, а не таким картонным. Тоже самое касается и Джейсона. В полном метре, такое раскрытие сразу нескольких персонажей в 3-ем акте очень сложно реализовать.
Смерть Люка
Нет никакой драмы в том, что хороший парень убивает плохого, если только плохой парень на самом деле не плохой. Я считаю, что режиссёру не удалось показать Люка с хорошей стороны. Его любовь к сыну поверхностна и сводится только к покупке детской кроватки. Для меня он остался дегенератом, который погиб по своей глупости! Поэтому драмы после его убийства нет. Его не жалко. Вообще мы ничего не знаем о прошлом Люка и его образе жизни. Судить по фрагменту в самом начале очень трудно. Как он живёт и о чём думает не понятно. Экспозиции ноль!
Хороший пример — смерть плохого парня в фильме "С меня хватит" в исполнении Майкла Дугласа. Там , ты понимаешь, что он относительно не плохой и хотел просто справедливости! Это очень важно! Это просто человек, который устал. Он не грабил магазин, а купил колу! Он защищался, а не нападал первым! Он дал отпор нацисту, сказав, что они с ним очень разные, хотя мог просто промолчать. В конечном счёте, он просто хотел поесть завтрак, а не обед! На протяжении фильма нам раскрывали его принципы, чтобы в конце подвести к сильнейшей драматической развязке. В итоге у нас получился сильный принципиальный персонаж. Даже в финальной схватке он не опасен, так как у него водяной пистолет! Но он умирает! Казалось бы, такая мелочь, как водяной пистолет, но ставит такой жирный акцент на его образе!
Фотография
Семейное фото сделанное с Люком и маленьким Джейсоном в финале не работает. Оно должно было бы послужить триггером и повлиять на сюжет, но увы. Его нам показывают дважды, и в двух случаях оно ни на что не влияет!
Кросс убивает отца Джейсона, из-за чего чувствует вину. Он лишил Джейсона отца. Он носит фото Джейсона, чтобы помнить об этом. Кросс хочет искупить свою вину перед Джейсоном, поэтому он ему издалека всячески помогает.
Джейсон в финале открывает фото в одиночестве, таким образом фотография не послужила причиной по которой Джейсон передумал убивать Кросса. Да, Кросс назвал его имя, но по факту получается что Джейсон передумал из жалости! Он не понял, как относился к нему сам Кросс, и что это он ему помогал на протяжении всей жизни — и это большой драматический провал!
Двуличность Ромины
Ромина приходит к бывшему парню, от которого у неё ребёнок, чтобы сказать: -Привет, помнишь меня? После того, как Люк её узнаёт, она говорит: - Я просто хотела увидеться, ну мне пора...и вообще у меня есть парень.
У Ромины есть отличный мужик — Коффи, который заботится о ней и о ребёнке, а она продолжает потрахиваться с Люком и давать ему шанс думать о том, что он может вот так ворваться в её жизнь и всё изменить. Я считаю, что именно Ромина ответственна за то, что Люк присосался к их семье. Вместо того, чтобы его прогнать — она спит с ним и гуляет вместе с ребёнком, что говорит о том, что Коффи — это так временно, на самом деле она ждала красавчика Люка. Блин, да она же уши развесила и ей Люк накидывает откровенную херню: - Хочешь дом - будет у тебя дом! Пустые обещания и ничего больше. В сцене с детской кроваткой Коффи злится и спрашивает Ромину — Это нормально? На что она отвечает, что Люк отец ребёнка. Т.е. она оправдывает частично поведение Люка. Единственный взрослый и адекватный человек в этом треугольнике — это Коффи. В актёрской игре Ева Мендес тоже не блещет! Местами у неё проскальзывает улыбка в серьёзных диалогах, а усугубляет всё дубляж.
- Я уезжаю через пару часов. И что мне делать?
- Делай, то что тебе нужно
- А ты что делаешь?
- Я делаю то, что должна. Я хожу в школу. Я забочусь о Джейсоне. Я работаю. Я не одна. Вот, что я делаю. Это моя жизнь.
- Т.е. ты занята
- Да, я очень занята
Распиленный байк
Подельник Робин в исполнении Бена Мендельсона, решает остановить Люка и распиливает его байк, ну как распиливает — он просто перерезает раму в одном месте и ложится спать, не опасаясь последствий. Вся фишка этой сцены была в ожидании конфликта Люка и Робина. Ведь чуть раньше Люк говорил, что байк — часть семьи. И тут его распилили. Как же будет мстить Люк за члена семьи? А никак! Люк просто забирает деньги и немного угрожает Робину, чтобы в следующей сцене уже катить на новом байке на дело. Откуда он его взял? Или он сварил старую раму? Почему это не показали?
Кстати о Робине, за 15 лет Робин вообще не изменился — вот ведь ленивые гримёры, могли бы и подрисовать ему пару морщин!
Об отцовстве
В диалоге Коффи и Джейсона Коффи говорит о том, что Люк ему не отец, а просто парень с ребёнком. Говорит ему о том, что он (Коффи) его папа. И я полностью согласен с ним. Странно, что этого не понимает сам Джейсон в свои 17 лет. Не важно кто там кого зачал. Я считаю отец тот, кто воспитывает ребёнка. Воспитать ребёнка намного сложнее чем зачать. Для этого нужно приложить много сил. Что сделал Люк для Джейсона, чтобы тот его полюбил? Глупость сценария заключается в том, что Джейсон узнаёт о том, кто был его отец и резко перековывается и вот уже угрожает пистолетом и даже байк покупает. Как это работает? Зачем всё это? Он ведь не знал Люка. Откуда такая любовь? Ну это примерно как в новом сериале "Ведьмак" Геральт и Цирилла обнимаются в конце сериала, до этого ни разу не видевшись!
Всю информацию, которую Джейсон мог получить об отце — это хвалебные отзывы забулдыги Робина, сплетни от бабушки да вырезки из газет. Ну узнал он о нём и что? Это как-то повлияло на его воспитание? Если Коффи и Ромина привили мальчику правильные ценности, то странно почему Джейсон не считает отцом Коффи. Почему он считает своего отца хорошим, если ему близкие люди в лице бабушки сказали, что он был бандитом?! Опять не верю!
Давайте рассмотрим другой пример, более удачный., когда герой хочет узнать кем был его отец. Помните фильм "Особо опасен"? Там сюжет был построен на мести за отца. Герой узнаёт о своих способностях и проникается верой в то что он делает! Да его обманывали, но там тесно связана самоидентификация со знаниями об отце. Вера в крутость отца помогала ему в преодолении своих страхов! В нашем же фильме Люк - тупой отморозок. Что хорошего он может дать своему сыну? Чем его навык вождения мотоцикла может помочь Джейсону?
Мораль
Лично я не понял, что хотел сообщить мне этим фильмом автор. Что биологические узы важней всего? Что дети будут расплачиваться за грехи своих родителей? Тогда Джейсон должен был бы убить Эл Джея. А ещё интереснее было бы, если бы Эл Джей случайно убил Джейсона и тогда бы вина Кросса достигла апогея! Но тут есть важная деталь: Кросс не случайно убил человека, он был на работе и сделал то, что должен был — остановил преступника.
Место под соснами — должно быть знаковым местом, чтобы претендовать на самое название. Но по факту оно таковым не становится. Это могло бы быть место, где невольно пересеклись бы судьбы или свершилось что-то ужасное. В этом месте могла измениться чья-то судьба в конце концов. Но нет! Это просто красивое название, за которым ничего нет!
Вердикт
Я считаю, что у фильма отвратительная режиссура и сценарий! Данная лента претворяется чем-то глубоким. Но, если присмотреться внимательнее — можно увидеть большую идейную дыру, которую наспех замазали актёрской игрой. Фильм — яркий пример того, как с прекрасным актёрским составом, хорошим экшеном, потрясающе красивой музыкой и местами сильной драматургией может получится глупое и бездарное кино, ведь всё перечисленное ничего не стоит без фундамента, на который всё в итоге ляжет.
- Ты не сказала бы?
- Мы же развлекались
- То есть, не сказала бы? Есть же просто вежливость и...может даже есть закон, что ты должна сказать