Уникальная кинотрилогия "Мужчина и женщина" - история любви продолжительностью в пятьдесят лет. Начало.

5,4K прочитали

Холодной мартовской ночью 1965 года молодой французский режиссер Клод Лелуш гнал на огромной скорости, часто попадая в очень рискованные дорожные ситуации, свой "Мерседес" из Парижа в Нормандию, где в Обервиле жила его мать. Только что он потерпел одно из самых сокрушительных поражений в своей жизни. Его последний фильм "Решающие мгновения" подвергся сокрушительной критике. Самый влиятельный в Европе журнал о кино "Каей дю синема" написал после первого показа этот фильма: "Клод Лелуш… Хорошенько запомните это имя. Больше вы не услышите его никогда". Ни один кинопрокатчик не взялся прокатывать эту картину в своих кинотеатрах.

Это была шестая полнометражная картина Лелуша, до этого были и успехи, и неудачи, но такого удара он еще не получал. Тем более, что самый известный продюсер Франции Пьер Бронберже назвал эту картину шедевром. Но подавляющее число кинокритиков решило по-иному.

И во время этого бегства по ночным дорогам в Нормандию, у Лелуша не раз закрадывалась мысль, что в случае его гибели никто сильно горевать не будет. "Мерседес" выехал на песчаный пляж в районе Довиля и застрял. Водитель, убаюкиваемый мерным гулом океана, уснул в машине.

А проснувшись утром он увидел в рассветной дымке идущих вдалеке по пляжу женщину, ребенка и собаку. И Лелуш начинает забывать о своих неприятностях, и начинает выдумывать неприятности про эту женщину. Что делает эта одинокая женщина с ребенком в этот ранний час на пустынном пляже? Наверняка, она одинока, а ее ребенок находится в религиозном пансионе, затерянном в нормандской глуши. Мать каждые выходные приезжает навестить его на несколько часов из далекого Парижа и тут же возвращается.

Лелуш достает блокнот и начинает записывать сюжет, слова будто кто-то диктует ему свыше. Это история двух одиноких людей, которые случайно встретились в холодном, зимнем Довиле, где их дети живут в частном пансионе. У нее, сценаристки Анн Готье, погиб во время съемок муж-каскадер. У него, автогонщика Жан-Луи Дюрока, жена покончила жизнь самоубийством, когда узнала, что муж попал в тяжелую аварию и шансов, что он выживет нет. Она выбросилась из окна в госпитале, где лежал наш герой.

Вот так началась история одного из самых знаменитых кинофильмов мирового кинематографа всех времен и народов, обладателя "Золотой пальмовой ветви Канского кинофестиваля 1966 г., обладателя двух "Оскаров" за 1967 г. и многих других призов, фильма Клода Лелуша "Мужчина и женщина".

Вот таким был будущий мэтр мирового кино, когда снимал один из главных фильмов в своей жизни. Ему28 лет. Он сценарист, режиссер и оператор этого фильма.
Вот таким был будущий мэтр мирового кино, когда снимал один из главных фильмов в своей жизни. Ему28 лет. Он сценарист, режиссер и оператор этого фильма.

Лелуш сразу решил, что это должен быть музыкальный фильм, не мюзикл, не музыкальная комедия, а музыка должна стать таким же важнейшим компонентом, как образное решение фильма. Денег на фильм у него пока не было, но были друзья, которые увлеклись его идеей. И популярный французский певец Пьер Бару, который играет в фильме погибшего мужа Анн Готье, познакомил Лелуша с маленьким человечком с аккордеоном на спине, который никогда еще не работал для кино. Этим человечком был Франсис Лей.

Большой удачей для Лелуша было то, что играть главную мужскую роль согласился уже очень известный французский актер Жан-Луи Трентиньян, который был еще и автогонщиком. Первоначально Анн Готье пригласили играть Роми Шнайдер, но она начиталась отрицательных отзывов о Лелуше и не согласилась. В разговоре с Трентиньяном Лелуш высказал робкое предположение, что можно было бы пригласить недосягаемую звезду кино, одну из любимых актрис Феллини, Анук Эме. Трентиньян ответил, что это было бы замечательно, так как Анук Эме его самая близкая подруга. И Эме согласилась играть в этом фильме.

Третьим главным героем этого фильма по праву стал автомобиль, на котором ездит Дюрок, новейший американский "Форд-Мустанг", ставший впоследствии одним из самых культовых автомобилей в истории мирового автомобилестроения. Так как главный герой автогонщик, то Лелуш обратился к французским автопроизводителям с просьбой предоставить автомобиль. Все они отказали. Но генеральный директор фирмы-диллера " Форд" Франция" с восторгом принял предложение Лелуша и предоставил ему два только что поступивших в продажу "Мустанга". На красном главный герой ездил в обыденной жизни, а на белом Дюрок участвовал в ралли Париж-Монте-Карло. Генеральный директор "Форд" Франция" обеспечил участие съемочной группы в этом ралли и сам снялся в фильме в качестве второго пилота у Дюрока.

Небольшой нормандский курортный городок Довиль. Два часа езды от Парижа на поезде или на автомобиле. В этом городке есть частный пансион, где обучаются дети главных героев фильма - сценаристки Анн Готье и автогонщика Жан-Луи Дюрока. Им обоим примерно по 35 лет.

Это Анн вместе со своей дочкой Франсуазой прогуливаются по Довилю. Анн каждое воскресенье приезжает проведать дочь из Парижа.
Это Анн вместе со своей дочкой Франсуазой прогуливаются по Довилю. Анн каждое воскресенье приезжает проведать дочь из Парижа.
А это Жан-Луи Дюрок вместе с сыном Антуаном. Учит его вождению. Он тоже каждое воскресенье приезжает из Парижа навестить сына.
А это Жан-Луи Дюрок вместе с сыном Антуаном. Учит его вождению. Он тоже каждое воскресенье приезжает из Парижа навестить сына.

Когда приходит время родителям возвращаться в Париж, воспитательница пансиона просит Дюрока взять с собой в Париж Анн.

Все действие фильма занимает три недели. Анн и Дюрок за это время будут вместе всего три дня. Три выходных, когда они приезжают в Довиль навестить своих детей.

А в третий выходной Анн пошлет в Ниццу Дюроку, выигравшему ралли в Монте-Карло, телеграмму с признанием в любви. А он на своем "Мустанге" помчится через Альпы, через всю Францию к ней в Довиль.

И все, что должно произойти, происходит между Анн и Жан-Луи. Но до счастливого завершения фильма еще далеко. Влюбленные должны преодолевать препятствия, ведь Лелуш снимает идеальную мелодраму. Во время близости Анн вдруг понимает, что все еще никак не может забыть своего бывшего мужа. И отношения с другим мужчиной ей кажутся предательством погибшего. И она принимает решение расстаться с Жан-Луи.

Да, вот такое счастливое завершение этого фильма. Идеальная мелодрама об отношениях между мужчиной и женщиной. Ох, и не просто же бывает даже в самых простых ситуациях. Но главное не сделать непоправимых ошибок. Красивый фильм, прекрасные актеры, гениальная музыка Франсиса Лея. Ничего лишнего, только отношения между мужчиной и женщиной, очень тонко обыгранные выдающимися актерами.

Атмосфера добра, любви и мягкого света. Все очень просто и ясно. Только мужчина и женщина. Это потом Лелуш начнет в своих картинах обставлять свою вечную, главную тему о мужчине и женщине карнавалом второстепенных комедийных и детективных линий. А пока все очень аскетично и потому ничего не отвлекает зрителя от основной идеи - любовной истории.

В самый последний съемок на вокзале "Сен Лазар" в Париже, а они продолжались около четырех недель, почти столько же, сколько и длится действие сюжета в фильме, Лелуш, чтобы прогнать грустное чувство расставания, сказал своей киногруппе: "Ладно, встретимся через двадцать лет и снимем продолжение!". "Но я буду уже... старой",- кокетливо ответила Анук Эме. "А я согласен",- сказал Жан-Луи Трентиньян. Тогда и Анук Эме согласилась.

И ведь ровно через двадцать лет Клод Лелуш снял продолжение "Мужчины и женщины" с участием своих любимых Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяна. Но об этом в следующей статье.

И маленький музыкальный бонус. Франсис Лей, легендарная мелодия "Мужчина и женщина". Поют Николь Круасиль и Пьер Бару. Последний в фильме играл мужа Анн Готье. На съемках между ним и Анук Эме возник роман и после окончания съемок они поженились.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.